Тестовая страница
 

Реставрация предметов из дерева

Реставрация мебели является одним из интереснейших направлений работы с музейными предметами. Сразу уточню, что «реставрация мебели» включает в себя не только работу непосредственно с мебелью – предметы интерьера из дерева, предметы сельского быта, киоты для икон, деревянные корпуса музыкальных или научных инструментов и механизмов, резное убранство фасадов домов и многое другое. Большое разнообразие назначений, материалов, технологий, конструкций, способов отделки и декорирования влечет за собой необходимость широких познаний и умений для реставратора. Вместе с тем надо учитывать, что предметы, имеющие утилитарное значение, активно эксплуатировались и чем старее предмет, тем сильнее он изнашивался, тем выше вероятность ремонтов и переделок. Фундаментальная задача, которая встаёт перед реставратором – понять конечный результат, увидеть, что должно получиться как итог работы. Если стоит задача сохранить памятник в состоянии, дошедшем до наших дней, потребуется ограниченный перечень операций: убрать загрязнения, укрепить сохранившийся материал, сделать незначительные восполнения. Такой подход оправдан для предметов интерьера – рамы, каминные и настенные часы и т.д. Другой подход требуется для предметов функционального назначения – мебель для сидения, разнообразные шкафы, столы и т.д. – подсознательно мы воспринимаем их только в цельном состоянии пригодном к эксплуатации. Здесь требования к реставратору вырастают. Реставратор должен быть хорошим столяром-краснодеревщиком – уметь работать старым инструментом, знать старые технологии, знать приемы работы с различными материалами – тогда, как хороший врач, он сможет почувствовать состояние предмета, понять существующие проблемы и пути их решения. Реставратор должен быть художником и искусствоведом, чтобы понять, подвергался ли памятник серьёзным переделкам и насколько необходим возврат к первоначальному виду.

mebel1.jpg mebel2.jpg mebel3.jpg


Назначение реставрации

Один из сложнейших вопросов реставрации – степень и уровень вмешательства в состояние памятника. Почему так сложно порой с этим определиться? Среди реставраторов есть профессиональная шутка: лучшая реставрация – вообще не прикасаться к предмету, ведь основополагающая задача реставрации – сохранение дошедшего до нас исторического материала. С другой стороны, если не проводить с предметами определённые работы, то мы потеряем памятник навсегда. Поэтому любая реставрация – это всегда поиск компромисса.

Реставрация мебели находится на стыке понятий, принятых в реставрации архитектуры, живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Деревянная мебель, прежде всего, это сложная конструкция из множества деталей, конструкция, постоянно подвергающаяся механическим нагрузкам, а материал изготовления – чувствителен к перепадам температуры и влажности. С другой стороны внешний вид мебели постоянно изменялся – менялись вкусы и требования владельцев, обновлялось покрытие, изнашивалась и заменялась обивка, терялись детали инкрустации и маркетри. В итоге зачастую к реставратору попадает памятник, сильно отличающийся от первоначального вида. Ещё одно важное отличие – если в живописи или скульптуре можно говорить об авторском замысле и исполнении, то мебель в большинстве случаев – результат работы коллектива. Проектировщик, столяр-краснодеревщик, резчик, лакировщик и многие другие – каждый вносит свою долю творчества. Вот здесь и требуется знания и мастерство реставратора как столяра и художника – сквозь наслоения времени увидеть настоящее «лицо» памятника. Не менее важно просветительское значение работы реставратора – существует устоявшееся мнение, что старинная мебель это нечто грязное, кривое, безвкусное и собранное на гвоздях. Позвольте не согласиться. Наши предки были великолепными мастерами – цепким умом и золотыми руками они быстро осваивали любые технологии и доводили их до совершенства и показать их мастерство – не последняя задача реставратора.

Подготовка специалиста-реставратора

Хотелось бы отдельно остановиться на вопросе подготовки реставратора мебели (далее реставратора). Основной источник всех проблем и разночтений в том, что реставрация мебели из дерева выделилась в отдельную специализацию относительно недавно. До тех пор старой мебелью занимались реставраторы других специализаций или мастера по обработке дерева без реставрационного образования. Сейчас постепенно идет процесс отработки специальных методик, обобщения опыта, систематизации накопленной информации. Естественно, в таких условиях трудно подготовить специалиста с определённым запасом знаний и умений. Далее я расскажу свое видение проблемы. Грамотный реставратор должен уметь чувствовать предмет, уже на этапе первичного осмотра понимать проблемные зоны, заранее предполагать, где могут возникнуть непредвиденные затруднения. Для этого надо обладать базовыми знаниями и умениями, которые применялись при изготовлении памятника. Идеально, если реставратор способен сам изготовить копию предмета, с которым ему предстоит работать, такими же инструментами и из таких же материалов, с какими работали старые мастера. Особо подчеркну, что речь идёт именно о ручном инструменте, так как современная механическая обработка (например, на восполнениях) всегда будет выделяться на фоне обработки вручную. Применение современного оборудования оправдано при изготовлении заготовок или деталей внутренней конструкции. Вместе с тем реставратор должен владеть всеми специальными навыками для работы с памятниками, накопленными в других специализациях. Ведь при работе с мебелью приходится сталкиваться с металлом, живописью, кожей, позолотой и так далее. В сложных ситуациях обязательна консультация с узким специалистом, но простые операции надо уметь делать самому. Конечно, невозможно приобрести все знания за 4-5 лет обучения в специализированном ВУЗе, поэтому как любой профессионал, реставратор учится всю жизнь. Кроме собственного опыта существует система повышения квалификации – консультации и стажировки в ведущих реставрационных организациях: Государственный научно-исследовательский институт реставрации и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря в Москве, а так же в крупнейших музеях страны.

Автор – художник-реставратор
2 категории по мебели
Валентин Мельник