Тестовая страница
 
kiot6.jpg

Очень интересный по конструкции памятник. Во-первых, киот угловой – на это указывает треугольная консоль. Во-вторых, у киота есть система роликов и крепёжные петли сзади, по-видимому, он подвешивался на высоте, а лампада опускалась-поднималась по мере надобности. Должен сразу отметить, что киот при всей конструктивной сложности сделан с совершенно замечательным качеством и, кстати, аналогов найти так и не удалось, вполне может быть, что это было штучное изделие. Итак, сохранность: сильные поверхностные загрязнения – в углублениях резьбы и профилей грязь накоплена до состояния «кусок земли», большие утраты тонированного покрытия, по фасаду утрачены два фрагмента профилированного пояса (один заменён, но качество «на троечку»), утраты фрагментов декоративных кронштейнов, расслаивание площадки консоли с утратами массива и шпона, рассыхания узловых соединений.

Для начала была демонтирована вся металлическая фурнитура – ей занимался специалист по металлу, затем демонтированы навершие и декоративная консоль. Консоль пришлось разобрать полностью: резные укосины крепились на шкантах и снялись без усилий, а треугольную площадку пришлось расслаивать принудительно, постепенно размягчая клей тёплой водой. Такое серьёзное вмешательство было вынужденным: во-первых внутри скопилось большое количество грязи, во-вторых надо было восстановить цельность каждого слоя. В процессе удаления загрязнений обнаружилось, что сохранившееся тонированное покрытие не является оригинальным, под ним, в малодоступных местах, сохранился слой прозрачного лака, имеющего прекрасное сцепление с поверхностью – было решено восстанавливать именно это покрытие, а тонированное удалить полностью. Утраты восполнялись с подбором пород и рисунка текстуры – щит из хвойных пород наращивался заготовкой из ели, шпон пластинами из дуба.

Резные укосины восполнялись также заготовками из дуба, причем текстура на плоскости и на торце подбиралась как можно точнее под «родной» материал.

kiot4.jpg kiot3.jpg

Отдельно восполнялись утраченные фрагменты профилированного пояса на фасаде: восполнения решено было делать из белого дуба – он более мягкий и светлый. Прежняя попытка восполнения была демонтирована, старый клей на плоскостях склейки зачищен. Сначала были подогнаны и вклеены заготовки прямоугольного сечения. После высыхания клея профиль был вырезан резцами по дереву так, чтобы рисунок полностью совпал на углах со старыми деталями.

kiot6.jpg

Восстановлены все утраты шпона на кромках основной рамы. Сборка памятника проводилась постепенно, причем если приклеивалась одна деталь, остальные ставились на своё место «на сухую». В итоге без дополнительной подгонки (качество изготовления!) все детали встали четко на своё место. После тонировки восполнений киот покрыт шеллачным лаком, при этом старая древесина заиграла особыми оттенками – среди специалистов такой эффект называется «медовый дуб» - и как бы засветилась изнутри. После монтажа фурнитуры киот отсняли со своей иконой, которая выставлена в экспозиции «Русская икона XVIII – начала XX века».



1. Вид спереди. До и после реставрации

2. Вид справа. До и после реставрации

3. Фрагмент. До и после реставрации