Тестовая страница
 

Корпус музыкальной шкатулки

При поступлении на реставрацию внешний вид у предмета был крайне не презентабельный, хотя и не трагичный. Незначительные утраты наборного шпона, утрачена одна внутренняя перегородка, сломана одна петля, утрачена этикетка на внутренней стороне крышки, наслоения лакового слоя, многочисленные царапины, потёртости и шелушения лакового и красочного слоя. Особенностью этого предмета является расписной по лаку орнамент на передней стенке, утраты росписи на первый взгляд не позволяли проследить контура рисунка. Ни на одном из найденных аналогов расписного орнамента не было, все орнаменты, как правило, набраны из шпона разных пород. Главной задачей всего комплекса работ было придать памятнику экспозиционный вид – то есть основные работы велись с внешними поверхностями. Петля была отремонтирована, на внутренней стороне крышки удалены остатки клея и более позднего лака (как оказалось на синтетической основе). Внутренняя перегородка восстановлена по образцу аналогов, так как музыкальные механизмы были типовыми. Параллельно были укреплены все отслаивания маркетри и фанеровки. Для восполнения утрат шпона не удалось подобрать идентичный материал, поэтому шпон подбирался по текстуре, но более светлый – после вклейки и выравнивания поверхности вставки тонировались акварельными красками.

При этом соблюдалось правило – любые нововведения во внешний вид должны быть незаметны для зрителя, но понятны для специалиста. Следующим этапом была работа с лаковым покрытием – поздние наслоения убирались частично механически, частично ватным тампоном со спиртовым раствором.

Особо аккуратно пришлось работать возле росписи, так как орнамент лежал сверху лака и любое лишнее движение могло снять краску. После удаления наслоений поверхность была покрыта двумя слоями шеллачной политуры. Настал черед орнамента, после внимательного рассмотрения стало понятно, что рисунок имеет центральную симметрию. По остаткам росписи в разных частях было несложно восстановить контур, а после и цветовое заполнение, при этом вновь соблюдалось правило отличия восполнений от оригинала. Финальным этапом работы стало нанесение лака. Шеллачный лак наносился мягкой кистью, в три-четыре слоя, с обязательной просушкой 4-5 дней и шлифовкой каждого слоя. После просушки поверхность лака выравнена шеллачной политурой. Осталось смонтировать петли, замок и личину – всё, экспонат готов.


1. Общий вид. До и после реставрации

2. Общий вид. До и после реставрации