Тестовая страница
 
  1. Главная страница
  2. Наши музеи
  3. Суздаль
  4. Музейный комплекс «Спасо-Евфимиев монастырь»

Музейный комплекс «Спасо-Евфимиев монастырь»

Адрес и часы работы

г. Суздаль, ул. Ленина, д. 148 «А»

С 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
Пятница и суббота – с 10:00 до 19:00 (кассы и вход до 18:00)
Санитарный день: третья среда месяца с 14:00

Билеты

Входной билет — 450 р. (льготные категории — 0 р.)
Экскурсия — 1000 р. (льготные категории — 550 р.)
Единый комплект билетов (Музей деревянного зодчества, МК «Кремль», МК «Спасо-Евфимиев монастырь» (без посещения звонницы) — 1000 р.
Дни бесплатного посещения

Билеты




Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря

Монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI — XVII веках.

В 1766 году в монастыре открылась «тюрьма для безумствующих колодников», просуществовавшая до 1905 года. Был монастырь тюрьмой и в советское время. Закрытый в 1923 году, монастырь, поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор. В 1940 — 1941 годах политизолятор сменил лагерь для военнопленных 1943 — 1946 годов. После войны в монастыре открылась детская колония — сначала мужская, затем женская.

В 1967 году начались крупные реставрационные работы, и уже через несколько лет здания обрели новую, музейную жизнь. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря в 1992 году внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проездная башня и стены монастыря

Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную ограду заменили каменной в 1664 году. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром около 1200 м. Новая каменная крепость построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.

Главная башня — прямоугольная — в отличие от прочих (гранёных и круглых) — высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей.

Благовещенская надвратная церковь 

Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI века, до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.

Здание XVII века представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX века.

Архимандритский корпус 

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

Первоначальное назначение корпуса: вверху — казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу — приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 годами сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.

Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI века) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

К храму примыкает Диомидовский придел — миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.

С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата — двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху — для общей трапезы, внизу — для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей — «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI века.

Спасо-Преображенский собор

Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря — Спасо-Преображенский собор — построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия — с южной и святого Сергия Радонежского — с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века.

Памятник-часовня на месте захоронения Д. М. Пожарского

Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В 1885 году над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А. М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен.

В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня.

Звонница

Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI — XVII веков. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI века. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII века верх был изменён на шатровый.

В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке — 560 кг. В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».

Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Братский корпус

Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX веке. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями — «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей... а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».

Никольская больничная церковь

Построена в 1669 году «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.

К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. С первого этажа наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.

Тюремный корпус

Здание построено первоначально (1730) как келейный корпус и это была последняя крупная постройка монастыря. В 1823 году перестроено специально под монастырскую тюрьму для лиц духовного звания (архитектор Е. Я. Петров). Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположено за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.

Аптекарский огород

Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.

Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.

При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.

Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.

Силами сотрудников музея-заповедника этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3x3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

Экспозиции

загрузка карты...