Студенты МГУ провели исследования для музея
Русское деревянное зодчество стало темой практики студентов кафедры этнологии истфака МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение двух недель пять учащихся главного вуза страны исследовали районы Владимирской области, откуда в 1960-1970 годы были перевезены дома и сооружения, ставшие объектами Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.
Уходящая натура
Изучали не только целые постройки, но и отдельные их элементы, например, наличники. Раньше эти украшения учёными, специализировавшимися в части крестьянского домостроения, воспринимались, как второстепенная деталь, влияние псевдорусского стиля. Теперь ситуация меняется, интерес растёт, при этом сами деревянные наличники – всё же «уходящая натура».
- Расцвет наличников пришёлся с середины XIX века по 20-е годы прошлого столетия, - рассказал руководитель практики, доцент кафедры этнологии МГУ Андрей Туторский. - Потом был спад, и довольно быстро они начали исчезать с 90-х годов, когда в строительстве стали применяться новые технологии и более экономичные подходы. Сейчас старые резные наличники зачастую можно увидеть стоящими позади домов, во дворах, а их место заняли прямые откосы из пластика и металла.
Студенты МГУ посетили несколько предприятий в Судогде и её окрестностях, где выпускают такую продукцию. Ставя дело на поток, отметили они, некоторые производственники всё же заботятся о том, чтобы их изделия напоминали прежние, создававшие ажурное профилированное обрамление окон русских изб. Правда, материалы применяют современные.
Впрочем, закат наличника наряду с появлением новых технологий обусловил и запрос самих сельских жителей. Большинство из опрошенных, объясняя своё решение заменить старые резные наличники на ширпотреб, говорили честно: «Не хватало времени за ними следить». Всё же металлические, пластиковые или из клеёной доски элементы куда прочнее и устойчивее к внешним условиям, чем обычные деревянные.
Тем не менее, встретили исследователи и мастеров, выполняющих наличники из классического материала по традиционным технологиям. Это, конечно, больше энтузиасты, штукари, подвижники, но всё же эти одухотворённые люди обеспечивают присутствие исконно русской архитектурной детали в нашей жизни, а возможно, и в будущем.
По следам былых экспедиций
Зато сохранились ещё и довольно прилично выглядят некоторые постройки, аналогичные тем, что выставлены в Музее деревянного зодчества. Речь идёт о свайных амбарах (подобные, XIX века, были перевезены в Суздаль из села Польцо Муромского района). Другое дело, что изменилось их назначение. Раньше муромские крестьяне хранили там преимущественно зерно, а теперь – что придётся. Кроме того, иные хозяева заменили дубовые колоды, на которых прежде стояли амбары, металлическими трубами или иными более практичными (но менее эстетичными) подпорками.
А вот что пропало в нашей местности, так это ступальные колодцы. В конце 1960-х годов такие существовали в ряде населённых пунктов Селивановского и Меленковского районов. Один из них, из села Большое Кольцово под Селиваново, перевезли в Суздаль. Теперь ему больше ста лет. А других, по-видимому, нет.
- Мы не увидели ни одного, - подтвердил Андрей Туторский. – Дело в том, что, как нам рассказали, в 1970-е годы по сёлам начали тянуть центральные водопроводы. Нужда в таких колодцах, где процесс доставания воды был довольно трудоёмкий, отпала. И их закопали, в первую очередь, по соображениям безопасности. Например, глубина колодца, более полувека назад стоявшего в селе Большое Кольцово, достигала 68 метров, а сам сруб было очень широкий – почти 2 на 2 метра. В него могли попасть и заигравшиеся дети, и животные – убрали от греха подальше.
Зато были неожиданные открытия. Скажем, в Муромском районе молодые историки нашли ботник - лодку, выдолбленную из осины. На Оке их уже давно не используют, но экземпляр, который скорее можно увидеть где-нибудь на Русском Севере, остался.
А в Гусь-Хрустальном районе - там, где Бужа плавно переходит в цепь Великих озёр, студенты смогли изучить лодки-долблёнки из сосны. Вот те пока вполне дееспособны: на них довольно удобно продвигаться по местным протокам, а на более современных малых судах – либо опасно, либо не пройдёшь.
По словам руководителя практики Андрея Туторского, в целом студенты собрали довольно много интересной информации, которой поделились со специалистами нашего музея. И эти данные, в том числе, послужат планам дальнейшего развития Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
*Фотографии участников экспедиции