Специалисты Пушкинского музея завершили атрибуцию картины «Христос и грешница»
Наши коллеги из ГМИИ им. А.С. Пушкина завершили исследование картины «Христос и грешница» из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Версия об авторстве итальянского художника Антиведуто Граматики (1571–1626) подтвердилась.
Специалисты - технологи, реставраторы, искусствоведы - исследовали произведение в течение двух месяцев. Вчера, 4 июня 2024 года, состоялась презентация картины, автор которой теперь установлен.
О работе исследователей рассказали доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова и начальник отдела научно-технического обеспечения реставрационных работ Юлий Питеря. Был представлен специалист, первым выдвинувший версию о том, что полотно создано Антиведуто Граматикой – это исследователь из Нижнего Новгорода, кандидат искусствоведения Сергей Акимов.
- Это совместный проект по приобретению для наших фондов, ещё одного шедевра. Таких открытий впереди много - мы сейчас только на пути изучения наших коллекций – подчеркнула генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.
До революции полотно «Христос и грешница» находилось в коллекции представителя древнего дворянского рода, отставного полковника лейб-гвардии Гусарского полка Владимира Храповицкого. В собрание будущего Владимиро-Суздальского музея-заповедника работа поступила в 1920-х гг. как картина «неизвестного художника эпохи Позднего Возрождения».
Впервые принадлежность создателя полотна к итальянской школе предположил в 1924 году директор Владимирского губернского музея Алексей Иванов, назвав имя неаполитанского мастера Луки Джордано. В 1996–1997-м картину реставрировал известный владимирский специалист Александр Некрасов (1927–2007). Версию об авторстве Джордано высказал и автор-составитель каталога выставки, посвященной 50-летию деятельности Владимирских художественно-реставрационных мастерских, Александр Скворцов.
В 2021 году нижегородский искусствовед Сергей Акимов, основываясь на сравнительном стилистическом анализе произведения, выдвинул аргументы в пользу авторства Антиведуто Граматики. В 2023-м полотно было подвергнуто исследованию в Лаборатории изучения культурного наследия ИТМО (Санкт-Петербург), результаты которого позволили подтвердить оригинальный (т.е. не копийный) характер живописи.
И вот недавно специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина завершили комплекс исследований картины – как на стилистическом уровне, так и на технико-технологическом. По совокупности признаков (таких, как тип и способ подготовки основы, технические приемам живописи, использованные пигменты и наполнители, особенности естественного старения материалов), исследуемая картина была создана Антиведуто Граматикой, одним из последователей знаменитого Караваджо.
Принадлежащая к собранию Владимиро-Суздальского музея-заповедника картина «Христос и грешница», без сомнения, принадлежит к числу не только значительных, но и редких произведений итальянской живописи эпохи раннего барокко.
Полотно займет место в постоянной экспозиции Пушкинского музея – в зале итальянской живописи XVII века - до 22 сентября 2024 года. После чего вернется во Владимир.