Виртуальная выставка

К 300-летию Российской империи

22 октября 1721 года после литургии в Троице-Петровском соборе Санкт-Петербурга по случаю победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадского мира представители Сената и Синода торжественно провозгласили царя Петра Алексеевича императором с титулом Отца Отечествия, Петра Великого, Императора Всероссийского. Так Россия стала империей.

КАРТА РОССИИ И ПЛЕМЕНА ЕЕ НАСЕЛЯЮЩИЕ
1866 г.

Российская империя являлась одним из крупнейших государств в мировой истории, простиравшимся от Арктики до Памира, от Прибалтики, Привислинского края и Закавказья до крайней оконечности Северной Америки (вплоть до передачи Аляски США в 1867 году).
Несмотря на военную мощь, богатые природные ресурсы и выгодное в геополитическом смысле расположение, Россия чем дальше, тем больше уступала в своем развитии другим ведущим мировым державам. Особенно остро это отставание стало проявляться в начале XX века. Вступление страны в Первую мировую войну обернулось целой чередой новых катаклизмов, апогеем которых стали события Февральской революции 1917 года, похоронившей под собой и саму Российскую империю.

Всего за неполные 200 лет существования престол Российской империи занимали 14 монархов. Каждый из них оставил свой след – порой знаменательный, порой совершенно незначительный, – в истории страны.

Неизвестный художник
Портрет императора Петра I

Конец XVIII в.

Авторская копия с оригинала Ж.-М. Натье (1717 г.)

Кому не знакомы пушкинские строки «Россию поднял на дыбы» и «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? Они являются образной квинтэссенцией всей деятельности Петра I – проведение радикальных преобразований в различных сферах жизни русского общества и перенос столицы в Санкт-Петербург.

Про то, какую цену заплатила страна за начатые царем реформы, в свое время афористично заметил историк В.О. Ключевский: «он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости».
Жетон в память коронации императрицы Екатерины I
1724 г.
Еще при жизни Петра I, в мае 1724 года, состоялась коронация его супруги. После смерти мужа она при поддержке гвардии вступила на престол под именем Екатерины I. Так в России началась эпоха дворцовых переворотов.

Как отмечал историк С.М. Соловьев, недолгое правление императрицы (1725–1727) ничем особенным современникам не запомнилось – прежде всего по той причине, что «у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».

Жетон в память коронации императора
Петра II

1728 г.

Авторская копия с оригинала Ж.-М. Натье (1717 г.)

Недолгое правление юного внука Петра I – Петра II (1727–1730), умершего от оспы буквально накануне собственной свадьбы, – запомнилось разве что переносом столицы обратно в Москву.

По сообщениям иностранных послов при русском дворе, в правление Петра II государственная машина достигла состояния полного коллапса: «всё в России в страшном расстройстве, царь не занимается делами и не думает заниматься; денег никому не платят, и бог знает, до чего дойдут финансы; каждый ворует, сколько может. Все члены Верховного совета нездоровы и не собираются; другие учреждения также остановили свои дела; жалоб бездна; каждый делает то, что ему придет на ум».
Неизвестный художник
Портрет императрицы Анны Иоанновны

Последняя четверть XVIII в.

Копия, восходящая к типу Л. Каравака (1730 г.)

Десятилетнее правление племянницы Петра I Анны Иоанновны (1730–1740) получило печальное наименование Бироновщины – от фамилии фаворита и ближайшего советника государыни, привезенного ею в Россию из Курляндии.

По словам историка В.О. Ключевского, «это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве… выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием. В ежедневном обиходе она не могла обойтись без шутих-трещоток, которых разыскивала чуть не по всем углам империи: они своей неумолкаемой болтовней угомоняли в ней едкое чувство одиночества, отчуждения от своего отечества, где она должна всего опасаться».

Монета. Иоанн Антонович (1740–1741).
1 рубль СПБ

1741 г.
Иван Антонович, внучатый племянник Анны Иоанновны и правнук царя Иоанна Алексеевича (1682–1696) вступил на престол в двухмесячном возрасте в октябре 1740 года как Иван III; позднее среди историков установилась традиция именовать его Иваном VI (при счете государей от Ивана I Калиты).

Спустя 13 месяцев «правления» Иван Антонович был свергнут гвардейцами и остаток жизни провел в заключении, а в 1764 году при попытке освобождения умерщвлен, в соответствии с секретной инструкцией, стражниками Шлиссельбургской крепости.

В правление императрицы Елизаветы осуществлялась целенаправленная политика предания полному забвению ее предшественника на русском престоле: так, уничтожались портреты Ивана Антоновича, взамен документов, изданных от его имени, выдавались новые, а отчеканенные в период недолгого царствования императора монеты подлежали переплавке.
Шмидт Г.-Ф.
Гравюра. Портрет императрицы Елизаветы I

1761 г.

С живописного оригинала Л. Токке (1758 г.)

Период правления дочери Петра I Елизаветы (1741–1761), получившей корону в результате дворцового переворота, кратко, но емко и весьма иронично охарактеризовал граф А.К. Толстой в своей пародийной «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева»: «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится, порядка только нет». И действительно, расходы на придворные балы и маскарады, а также на новые предметы гардероба и украшения для императрицы в государственном бюджете превышали расходы на всю систему управления страной; лишь финансирование армии и флота обходилось казне дороже.

Неизвестный художник
Портрет великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III

XVIII в.

Копия, близкая к портретам кисти А.П. Антропова (1753 и 1756 гг.), восходящим к несохранившемуся оригиналу Г.К. Гроота (начало 1740-х гг.).

Петр III, племянник императрицы Елизаветы и внук Петра I, царствовал всего полгода (декабрь 1761 – июнь 1762), однако успел запомниться целым рядом программных начинаний, как то: упразднение Тайной канцелярии (органа политического сыска), поощрение предпринимательства и торговли, издание Манифеста о вольности дворянства.

Однако положительные стороны затеянных императором преобразований нивелировались дурным характером самого государя. Более того, свою страну он не знал и никогда не любил, нарочито всегда и везде выставляя себя пруссофилом. Результат был закономерен – Петр был свергнут собственной женой при поддержке гвардии, а спустя несколько дней убит. Населению же объявили, «что бывший Император Петр Третий обыкновенным и прежде часто случавшимся ему припадком гемороидическим впал в прежестокую колику», после чего «волею Всевышнего Бога скончался».
Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины II

Последняя четверть XVIII в.

Копия, восходящая к типу Рослина-Рокотова (конец 1770-х гг.)

Если правление Петра III оказалось самым коротким (всего 186 дней), то его супруга Екатерина II руководила страной целых 34 года (1762–1796), дольше чем кто бы то ни было из обладателей императорского достоинства.

Будучи немкой по происхождению, она так и не сумела освоить тонкости русского языка и порой изъяснялась с ошибками, но при этом всей душой полюбила новую родину, и подданные отвечали ей искренней преданностью.

В царствование Екатерины Российская империя достигла зенита своего могущества, а сама правительница удостоилась от современников почетных титулов Матери Отечества и Великой.

Неизвестный художник
Портрет императора Павла
I

Конец XVIII в.

Тип Ж.-Л. Вуаля (1789 г.)

Павел I, сын Петра III и Екатерины II, не был любим матерью и не допускался ею к вершению государственных дел. На престол он взошел совершенно неподготовленным и все свое недолгое правление (1797–1801), по сути, превратил в борьбу с наследием предшествующего царствования. Искренне желая стране добра, стремясь навести в ней порядок и дисциплину, он не придумал ничего лучше мелочной регламентации всех сторон жизни общества – вроде хорошо известных запретов на употребление слова «курносый» или на ношение круглых шляп, жилетов и панталон.

Историк С.Ф. Платонов выделял Павла как «первого из русских государей после Петра, не служившего дворянским интересам». Это-то и предрешило его участь: в марте 1801 года Павел был убит в своих покоях офицерами-заговорщиками.
Неизвестный художник
Портрет императора Александра I
XIX в.

Копия с оригинала Ф. Жерара (1815 г.)

Первые годы правления Александра I (1801–1825), сына Павла I, внушали русскому обществу надежды на долгожданные перемены – «дней Александровых прекрасное начало». Однако молодой монарх довольно быстро охладел к преобразовательной деятельности и ныне памятен исключительно как победитель Наполеона и искусный дипломат. Последнее качество, кстати, особо выделял шведский посланник в Париже барон Г. Лагербильке, утверждавший, что «в политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская».

Более всего Александра I тяготило отсутствие взаимопонимания со своим ближайшим окружением. Он тщетно искал спасения в духовных практиках, но тем самым лишь закрепил за собой в высшем свете репутацию «коронованного Гамлета», «царственного мистика» и «загадочного сфинкса». Поэтому неудивительно, что после скоропостижной смерти императора многие предпочли верить в то, что он не скончался, а обосновался в Сибири под именем святого старца Федора Кузьмича.

Голике В.-А.А.
Портрет императора Николая I

1830-е гг.

Копия с оригинала Ф. Крюгера (1835 г.)

Третьему сыну Павла I Николаю (1825–1855) прочили армейскую карьеру. Престол он получил, в общем-то, случайно – после бездетной смерти старшего брата Александра I и неожиданного отказа следующего по старшинству брата Константина принять корону. Поэтому правил Николай страной по-военному строго и основательно: «в нем много прапорщика и немного Петра Великого», – так язвительно характеризовал управленческий стиль императора А.С. Пушкин.

Идеальной формой правления Николай I искренне считал полицейское государство и даже самолично вмешивался в вопросы, совершенно не относящиеся к компетенции монарха – вроде утверждения типовых архитектурных проектов или репертуара столичных театров. При этом, внутренне осознавая необходимость проведения в России полномасштабных реформ, на их осуществление он так и не смог решиться – из опасения, что эти нововведения будут угрожать целостности столь любовно отлаженного им государственного организма.
Журавлев Ф.С.
Рисунок. Портрет императора Александра II
После 1863 г.

С фотографии Г.-И. Деньера (1863 г.)

Каждому со школьной скамьи памятны широкомасштабные либеральные реформы – крестьянская, земская, судебная, военная и другие, предпринятые в царствование Александра II (1855–1881), сына Николая I. Именно благодаря им Александр получил в истории свое знаменательное прозвище – Освободитель. Однако, по иронии судьбы, сам император слабо представлял значимость и необходимость этих свершений. По словам П.А. Валуева, главы правительства последнего периода царствования Александра II, «Государь не имел и, впрочем, не мог иметь отчетливого понятия о том, что называлось „реформами“ его времени». Схожую оценку дала фрейлина А.Ф. Тютчева, тонкий знаток придворной жизни: «он обладал умом, который страдал недостатком широты и кругозора, и Александр к тому же был мало просвещен», но в то же время отметила, что у императора было «доброе, горячее и человеколюбивое сердце».

Царь пережил несколько покушений на свою жизнь, пока 1 марта 1881 года не был смертельно ранен террористами во время проезда по набережной Екатерининского канала столицы. В память об этом трагическом событии там позднее возвели храм Спаса на Крови.

Тронин Н.
Портрет императора Александра III

1882 г.

Копия с оригинала Н.Г. Шильдера (начало 1880-х гг.)

Сын Александра II Александр III (1881–1894) еще при жизни удостоился почетного эпитета Миротворец: при нем страна не вела войн и наслаждалась спокойствием. Более того, как метко заметил хорошо знавший царя министр финансов С.Ю. Витте, «император Александр III, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови».

В быту император отличался исключительной простотой, можно даже сказать аскетизмом, и, в отличие от отца и деда, был совершенно чужд придворного этикета и церемониала. Вся его внешность, поведение и образ мыслей почти никак не выдавали в нем правителя одной из наиболее могущественных мировых держав, а скорее добродушного, но рачительного барина-хозяина, знавшего реальную цену вещам и людям.
Наградная медаль «В память коронации императора Николая II»
1896–1898 гг.

С фотографии Г.-И. Деньера (1863 г.)

Последним императором стал сын Александра III Николай II (1894–1917), слабый, нерешительный, полностью подчиненный влиянию супруги, но при этом искренне убежденный в своей исключительности как Божьего помазанника. Когда Россию настигли серьезные испытания – две войны (русско-японская и Первая мировая), революция 1905–1907 годов, – монарх оказался совершенно не готовым противостоять этим вызовам.

Черными эпизодами царствования Николая II стали массовая давка на Ходынском поле во время коронационных торжеств в мае 1896 года и расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года. После этих событий за императором в революционной печати прочно закрепилось прозвище Кровавый.

В 1906 году К.Д. Бальмонт написал гневное обличительное стихотворение «Наш Царь». Оно заканчивалось так:
«Кто начал царствовать – Ходынкой,
Тот кончит – встав на эшафот».
Едва ли даже сам автор мог тогда предположить, сколь пророческими окажутся эти строки…