Завершение инклюзивного проекта в музее отметили удивительной выставкой
5 декабря 2023
Просмотров: 486
«Мне страшно!» Страх – это обычная эмоция детей с аутизмом, ее может вызвать буквально все – шумы, яркий свет, незнакомые люди и предметы, блестящие цвета в одежде, дождь или снег. Музей-заповедник стал для таких ребят не только уголком спокойствия и комфорта, он открыл для них новый увлекательный мир - мир творчества. Рисунки, сделанные ребятами с РАС (а это, поверьте, настоящий прорыв!) наряду с работами детей музейной студии «Подсолнышек» можно увидеть в Палатах на недавно открывшейся выставке, которая подвела итог инклюзивного проекта, проходившего здесь на протяжении 2023 года.
Работой с особенными детьми Владимиро-Суздальский музей-заповедник занимается уже очень давно – плотно и плодотворно сотрудничает с Клубом слабовидящих детей «Дельфиненок», разрабатывает и проводит адаптированные творческие занятия. Но буквально год назад музейщики решили вывести эту работу на принципиально другой уровень. Их вдохновил опыт коллег из Музея изобразительных искусств им. Пушкина и Нижегородского государственного художественного музея. Съездили в гости, изучили опыт, заручились помощью ВРОО «Расскажи», родителей детей с расстройством аутистического спектра(РАС), которые живут в нашем городе, и пошли на такой достаточно смелый и ответственный шаг - открыли Творческую лабораторию или, иначе говоря, студию - «А вдруг я - художник!». Огромную помощь в реализации проекта оказал Благотворительный фонд «Свет».
Александр Капусткин, руководитель проекта, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
- Этот проект мы называем лабораторией, потому что для нас эта работа во многом – эксперимент. А для деток это тоже лаборатория, потому что они каждый раз на занятии делают какое-то открытие. Все они очень талантливые! Мы заметили уже буквально со второй-третьей встречи, что у каждого есть свой авторский почерк – можно работу одного ребенка от другого очень легко отличить. Но самое главное, что они пришли в музей. И теперь будут развиваться и идти дальше вместе с музеем.
Первыми студийцами стали 8 ребят из Владимира в возрасте от 10 до 13 лет с расстройствами аутистического спектра различной степени тяжести. В команду наставников вошли музейные педагоги, прошедшие обучение, приглашенные тьюторы и учителя ИЗО. Через любовь и принятие они выстраивали отношения с ребятами, знакомили их с экспонатами, учили рисовать. И постепенно от выполнения работы с помощью приема «рука в руке», когда учитель берет руку ребенка в свою и синхронизируется с ним, маленькими шажочками двигались к самостоятельному творчеству. И многое получилось!
Анна Юркевич, логопед, поведенческий терапевт, специалист по детям с РАС, тьютор проекта:
- Мы очень радуемся успехам наших детей. Они стали более стабильны в своем состоянии, стали вести более активную социальную жизнь, выстраивать коммуникации внутри группы. Теперь они сами просят родителей отвести их в музей, ждут занятий, радуются им. Ведь для наших подопечных, как и для других детей, очень важно общественное признание, важно знать, что у них что-то получается, важно поверить в себя. Если на начало проекта многие ребята даже не умели держать в руках кисти, не знали, как смешивать краски – сейчас они это делают быстро и уверенно. Проект дал им возможность проявиться через творчество, показать свою индивидуальность. Теперь главное не останавливаться и продолжать эту работу.
Музей многое сделал для того, чтобы ребятам было максимально комфортно. За время проекта в Палатах провели семинары по инклюзии для сотрудников и волонтеров музея, занятия для смотрителей по общению с детьми с РАС, методический практикум для команды проекта с уникальными экспертами из ГМИИ им. Пушкина и НГХМ. Было волнительно, непросто, но интересно. А еще на деньги гранта закупили сенсорные портфели – средства снятия эмоционального напряжения, материалы для творческих занятий.
И вот спустя 10 месяцев со дня старта лаборатории, в музее открыли долгожданную выставку – первую в своем роде. На едином музейном пространстве собрали работы участников проекта, а также ребят из Музейной студии «Подсолнышек», Клуба слабовидящих детей «Дельфиненок» и особенных детей из Нижнего Новгорода. И невозможно определить, какие лучше, - все они прекрасны и все – про радость, добро, свет и любовь.
Наталья Рахманова, мама Степана (11 лет) – участника проекта:
- Вы знаете, когда мы начали ходить в лабораторию, наши ожидания были минимальны. Главное, чтобы сын «высиживал», потому что ребенок у меня, во-первых, левша, а во-вторых, у него парез одной стороны, и он вообще как бы не рвался рисовать, потому что ему это тяжело дается. И когда сегодня я пришла на выставку и увидела на ней работу своего ребенка – мне сложно было поверить, что это сделал он – пусть даже с помощью педагога, ведь я понимаю, что для него ранее это было вообще невозможно: высидеть, изобразить что-то на бумаге – для нас это сотый уровень!
Эта выставка стала ярким финалом проекта «Творческая лаборатория «А вдруг я - художник!»». Все ее участники в этот день получили памятные дипломы и подарки, вместе смеялись и радовались жизни. А педагоги, тьюторы, родители, коллеги из других музеев, превратившиеся за эти долгие месяцы в одну большую, дружную семью, благодарили друг друга за терпение, помощь, поддержку и просто светились от счастья оттого, что все получилось, что все было не зря.
А что будет дальше? А дальше занятия в музее конечно продолжатся – в этом деле перерывы делать нельзя - но уже с привлечением собственных средств и с вовлечением большего количества ребят с подобным диагнозом. И как сказала присутствовавшая на открытии выставки Светлана Мельникова, близкий и родной человек для владимирского музея, директор Псковского музея-заповедника, для которой эта тема - личная история: «Нам, взрослым, эти занятия, нужны, пожалуй, больше, чем им».
Сейчас музейщики строят новые планы, ведут работы по переоборудованию творческих мастерских на первом этаже Детского музейного центра, в том числе и для занятий арт-терапией. Они станут более современными и удобными. И впереди всех владимирских ребят ждет много новых открытий и творческих достижений, а в целом - большая и интересная жизнь на пространстве родного музея.
Страх отступает, когда побеждает любовь.
Работой с особенными детьми Владимиро-Суздальский музей-заповедник занимается уже очень давно – плотно и плодотворно сотрудничает с Клубом слабовидящих детей «Дельфиненок», разрабатывает и проводит адаптированные творческие занятия. Но буквально год назад музейщики решили вывести эту работу на принципиально другой уровень. Их вдохновил опыт коллег из Музея изобразительных искусств им. Пушкина и Нижегородского государственного художественного музея. Съездили в гости, изучили опыт, заручились помощью ВРОО «Расскажи», родителей детей с расстройством аутистического спектра(РАС), которые живут в нашем городе, и пошли на такой достаточно смелый и ответственный шаг - открыли Творческую лабораторию или, иначе говоря, студию - «А вдруг я - художник!». Огромную помощь в реализации проекта оказал Благотворительный фонд «Свет».
Александр Капусткин, руководитель проекта, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
- Этот проект мы называем лабораторией, потому что для нас эта работа во многом – эксперимент. А для деток это тоже лаборатория, потому что они каждый раз на занятии делают какое-то открытие. Все они очень талантливые! Мы заметили уже буквально со второй-третьей встречи, что у каждого есть свой авторский почерк – можно работу одного ребенка от другого очень легко отличить. Но самое главное, что они пришли в музей. И теперь будут развиваться и идти дальше вместе с музеем.
Первыми студийцами стали 8 ребят из Владимира в возрасте от 10 до 13 лет с расстройствами аутистического спектра различной степени тяжести. В команду наставников вошли музейные педагоги, прошедшие обучение, приглашенные тьюторы и учителя ИЗО. Через любовь и принятие они выстраивали отношения с ребятами, знакомили их с экспонатами, учили рисовать. И постепенно от выполнения работы с помощью приема «рука в руке», когда учитель берет руку ребенка в свою и синхронизируется с ним, маленькими шажочками двигались к самостоятельному творчеству. И многое получилось!
Анна Юркевич, логопед, поведенческий терапевт, специалист по детям с РАС, тьютор проекта:
- Мы очень радуемся успехам наших детей. Они стали более стабильны в своем состоянии, стали вести более активную социальную жизнь, выстраивать коммуникации внутри группы. Теперь они сами просят родителей отвести их в музей, ждут занятий, радуются им. Ведь для наших подопечных, как и для других детей, очень важно общественное признание, важно знать, что у них что-то получается, важно поверить в себя. Если на начало проекта многие ребята даже не умели держать в руках кисти, не знали, как смешивать краски – сейчас они это делают быстро и уверенно. Проект дал им возможность проявиться через творчество, показать свою индивидуальность. Теперь главное не останавливаться и продолжать эту работу.
Музей многое сделал для того, чтобы ребятам было максимально комфортно. За время проекта в Палатах провели семинары по инклюзии для сотрудников и волонтеров музея, занятия для смотрителей по общению с детьми с РАС, методический практикум для команды проекта с уникальными экспертами из ГМИИ им. Пушкина и НГХМ. Было волнительно, непросто, но интересно. А еще на деньги гранта закупили сенсорные портфели – средства снятия эмоционального напряжения, материалы для творческих занятий.
И вот спустя 10 месяцев со дня старта лаборатории, в музее открыли долгожданную выставку – первую в своем роде. На едином музейном пространстве собрали работы участников проекта, а также ребят из Музейной студии «Подсолнышек», Клуба слабовидящих детей «Дельфиненок» и особенных детей из Нижнего Новгорода. И невозможно определить, какие лучше, - все они прекрасны и все – про радость, добро, свет и любовь.
Наталья Рахманова, мама Степана (11 лет) – участника проекта:
- Вы знаете, когда мы начали ходить в лабораторию, наши ожидания были минимальны. Главное, чтобы сын «высиживал», потому что ребенок у меня, во-первых, левша, а во-вторых, у него парез одной стороны, и он вообще как бы не рвался рисовать, потому что ему это тяжело дается. И когда сегодня я пришла на выставку и увидела на ней работу своего ребенка – мне сложно было поверить, что это сделал он – пусть даже с помощью педагога, ведь я понимаю, что для него ранее это было вообще невозможно: высидеть, изобразить что-то на бумаге – для нас это сотый уровень!
Эта выставка стала ярким финалом проекта «Творческая лаборатория «А вдруг я - художник!»». Все ее участники в этот день получили памятные дипломы и подарки, вместе смеялись и радовались жизни. А педагоги, тьюторы, родители, коллеги из других музеев, превратившиеся за эти долгие месяцы в одну большую, дружную семью, благодарили друг друга за терпение, помощь, поддержку и просто светились от счастья оттого, что все получилось, что все было не зря.
А что будет дальше? А дальше занятия в музее конечно продолжатся – в этом деле перерывы делать нельзя - но уже с привлечением собственных средств и с вовлечением большего количества ребят с подобным диагнозом. И как сказала присутствовавшая на открытии выставки Светлана Мельникова, близкий и родной человек для владимирского музея, директор Псковского музея-заповедника, для которой эта тема - личная история: «Нам, взрослым, эти занятия, нужны, пожалуй, больше, чем им».
Сейчас музейщики строят новые планы, ведут работы по переоборудованию творческих мастерских на первом этаже Детского музейного центра, в том числе и для занятий арт-терапией. Они станут более современными и удобными. И впереди всех владимирских ребят ждет много новых открытий и творческих достижений, а в целом - большая и интересная жизнь на пространстве родного музея.
Страх отступает, когда побеждает любовь.