Тестовая страница
 
  1. Главная страница
  2. О музее
  3. Новости музея
  4. 8 сентября – Сретение иконы Владимирской Божией Матери

8 сентября – Сретение иконы Владимирской Божией Матери

Просмотров: 569

8 сентября весь православный мир отмечает Сретение иконы Владимирской Божией Матери в память о встрече иконы в Москве в 1395 году. Один из самых ранних списков чудотворной иконы приписывается Андрею Рублеву, который работал во Владимире конце XIV – начале XV века над росписями Успенского собора. Этот список сегодня хранится в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника

В 1395 году Тамерлан уверенно двигался к Москве, и численность его войск в разы превышала русские дружины. По указу московского князя Василия I чудотворную икону Владимирской Божией Матери было решено перенести крестным ходом в Москву. Поход длился 10 дней. 8 сентября икону торжественно передали москвичам в храме Марии Египетской. На этом месте позже был основан Сретенский монастырь, а улица получила название Сретенка («встреча»).

Причины, по которым Тамерлан неожиданно повернул свои войска около Ельца и в Москву не пошел, крылись в сложной политической обстановке. Возможно Тамерлан рассудил, что, разбив Москву, он получит более сильного врага в лице литовского князя. Но, как бы там ни было, все москвичи считали, что произошло чудо иконы Владимирской Божией Матери, которая спасла столицу от нашествия Тамерлана. Во Владимир святыню привозили несколько раз, но в конце XV века окончательно оставили в Москве и поместили в Успенском соборе. Во Владимире остался список иконы.

Ольга Гагина, старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Этот список повторят и размер, и тип византийской иконы – «умиление», когда младенец Иисус щечкой прижимается к щеке матери и обнимает ее за шею. Это самый почитаемый и самый любимый тип Богородичных икон на Руси. Но икона Андрея Рублева отличается от византийской. Он изменил положение рук Богородицы, и она теперь не держит на руке младенца. А он буквально парит в воздухе, как бы самостоятельно шествуя, начиная свой путь на земле. Для этого Рублев опустил левую ножку Иисуса, и его маленькие ступни оказались на одном уровне. Руки Богородицы также находятся на одном уровне и обращены ладонями вверх – это и моление ее, и ее дар миру. Она протягивает людям самое дорогое, что у нее есть, – своего сына. И глаза Богоматери не смотрят на молящегося. Взгляд ее как бы обращен в себя – ведь она с самого начала знает судьбу своего сына. Икона Рублева не поражает ни размерами, ни яркостью, ни многоцветием, но если вы остановите на ней свой взгляд, то те огромные любовь, мудрость и жертвенность станут вам понятны. А это именно то, что хотел сказать нам Андрей Рублев».

Сегодня список иконы «Богоматерь Владимирская» Андрея Рублева можно увидеть в зале «Шедевры древнерусской иконописи» в музейном центре «Палаты».

Оригинал византийского происхождения находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.