Выставка «Мастера владимирской живописи в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника»
к 70-летию Владимирского отделения Союза художников России
Выставка знакомила зрителя с ярким, самобытным явлением искусства – владимирской живописной школой – и была приурочена к 70-летию Владимирского отделения ВТОО «Союз художников России».
Понятие «владимирская живописная школа» появилось в современном российском искусствознании в 1960-х годах. Это направление объединило художников, которые, желая уйти от натурально-описательной стилистики, выбрали принцип открытой декоративности и условности цвета в живописи. Корни этого направления лежат в традициях мстёрской лаковой миниатюры, иконописи и глубинных пластах народной культуры. Владимирскую живописную школу знают и ценят далеко за пределами нашей земли. Коллективными усилиями художникам Владимира удалось сформировать общую живописную систему. Всех её представителей, достаточно разных по исполнительской манере, сближает единое чувственно-эмоциональное восприятие мира, профессионализм, высокая требовательность к себе. Чистый, открытый цвет, которым работают владимирские мастера кисти, является главным фактором эмоционального воздействия на зрителя.
На выставке было представлено около шестидесяти произведений. Это работы известнейших художников – основателей владимирской живописной школы – Владимира Юкина (1920–2000), Кима Бритова (1925–2010), Валерия Кокурина (р. 1930). Рядом – произведения живописцев, благодаря таланту и труду которых школа получила развитие и широкое признание: Николая Модорова (1927–1989), Николая Мокрова (1926–1996), Владислава Потехина (1926–1964), Валерия Егорова (1940–1998), Юрия Жарова (1930–2011), Николая Курникова (1938–2006), Юрия Лобачева (р. 1941).
В выставке участвовали работы Александра Лукина (1945–1998), одарённого живописца, представляющего «костерёвскую линию» владимирского пейзажа. Кроме того, зрители увидели работы Аркадия Шаталова (1929–1980) и Михаила Никифорова (1927–?), талантливых, но мало известных широкой публике авторов.
Яркая и разнообразная экспозиция выставки показала, что цвет и владимирская живопись – понятия неразделимые. Художники знаменитой пейзажной школы, безусловно, совершили цветовой прорыв в русском искусстве XX века, расширив и обогатив его традиции, его палитру.
Сегодня со всей очевидностью можно сказать, что владимирский пейзаж вошёл в сокровищницу национальных художественных достижений, стал неотъемлемой частью многогранной русской культуры.