Цырен-Намжил Очиров родился в Бурятии в местности Сайсон, в родовом стойбище. Окончил семь классов и педагогическое училище.
В 1940 году его мобилизовали в Красную Армию. После командирской школы в июне 1942 года в составе 204 стрелковой дивизии, сформированной на Дальнем Востоке, Цырен Очиров прибыл на Сталинградский фронт, где начал вести дневник.
Первое боевое крещение молодой военный корреспондент получил в жестоких боях на волжской земле. Уже в ноябре был награжден медалью «За отвагу». Наград впоследствии было немало: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Ц. Очиров находился в составе дивизии, которая прошла Сталинградский, Донской, Воронежский, второй Украинский фронты. Участвовал в битве на Курской дуге, в освобождении Праги, воевал в Польше, Австрии, Венгрии, Румынии и закончил войну в Дрездене в звании майора. Цырен Очиров никогда не засиживался в редакции, его место было в войсках действующей армии. В статьях, очерках и репортажах он рассказывал о событиях, которые происходили на его глазах, и сам принимал участие в сражениях. Однажды во время наступательных боев, возвращаясь с передовой, обнаружил и обезвредил крупного немецкого шпиона.
В 1946 году Цырен Очиров вернулся в родное село Могсохон и в течение двадцати лет, помимо преподавания в местной школе, был увлечен собирательской работой, изучал фольклор и этнографию, историю малой Родины. Писал юмористические эссе, стихи и рассказы о земляках. Благодаря его организаторским способностям и инициативе в 1972 году в улусе был открыт историко-краеведческий музей.
В результате неугасаемого интереса к истории, культуре, фольклорному творчеству и этнографии в 54 года Цырен Очиров начинает рисовать. Все началось с небольших историко-этнографических зарисовок-набросков карандашом и тушью. Затем он пишет книгу по истории и фольклору, которую сам же и иллюстрирует. Начинает участвовать в выставках самодеятельных художников. С 1974 года он уже являлся участником республиканских, всероссийских, всесоюзных и международных выставок самодеятельного творчества. Ц. Очирову 6 раз присуждались дипломы I степени – четырех советских и двух международных выставок в Лондоне и Берлине. Графические работы Цырен-Намжила Очирова, представленные на конкурс II Всесоюзного фестиваля народного творчества в 1987 г., удостоены Золотой медали ВДНХ. Передвижная персональная выставка самодеятельного художника Цырена Очирова, организованная фондом Бурятского объединения музеев, включавшая более 150 работ, с успехом прошла в августе 1989 года в Литве в музее им. М.К. Чюрлёниса (г. Каунас). Произведения художника были выставлены в музеях Вильнюса, Москвы, Ленинграда, Иркутска, Улан-Удэ.
14 графических листов Цырена-Намжила Очирова хранятся в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, они были приобретены у автора в 1978–1980 годах. Одна из работ передана автором в дар.
Рисунки художника – яркое самобытное явление. Следует понимать, что у Цырена Очирова не было профессионального художественного образования, однако его знание технических особенностей, композиционное чутье, внимание к детальным проработкам поражает воображение. Работы Очирова невероятно притягательны, они неисчерпаемы по тематике и сюжетам, наделены глубоким философским подтекстом. Это кладезь материала для изучения истории и этнографических особенностей бурятской культуры.
В современной художественной среде хорошо известны имена таких художников из Бурятии, как Заслуженный художник РСФСР Геннадий Георгиевич Васильев (1940–2011), главный художник художественно-производственного комбината Мариинского театра Санкт-Петербурга Бато Дашицыренов (1961–2010), скульптор Даши Намдаков (1967 г.р.). Живопись, скульптуру и ювелирные работы этих художников ценят и собирают отечественные и европейские коллекционеры.
Следует отметить, что на формирование творческих методов и пластическое решение образов в работах этих всемирно известных авторов в свое время оказало большое влияние творчество Цырена Очирова. В их произведениях четко прослеживается интерес и любовь к национальным традициям, желание сохранить и показать богатство и красоту Бурятской земли.
Цырен-Намжил Очиров работает черной и цветной тушью, иногда использует цветной карандаш. Стилизация неба, солнца, облаков придает работам авторскую неповторимость. Сюжетная составляющая его картин глубоко национальна, причем художник с одинаковым интересом рассказывает как о повседневном привычном укладе, так и о глобальных исторических событиях.
Работа «Передача скота в дар первым переселенцам в долине р. Ингоды». 1970-е гг. На картине изображены пирующие люди, стада скота, благодатные просторы, уходящие в горизонт и освещенные солнечными лучами. Событие из далекого прошлого воспринимается как происходящее сейчас. Речь идет о переселенцах, которые появились в верховьях Ингоды в XVII веке, после постройки сотником Бекетовым и его казаками Иргенского острога. Люди, изображенные на картине, очень нарядно одеты. Для автора имеет значение все – внешний вид его героев, орнаментация их костюмов, украшения. Одежда интересна для него как средоточие информации и многослойности создаваемого образа, некой общей картины мира. Художнику важны любые детали, и это вызывает глубокое уважение.
Рассматривая работу 1979 года «1727 год. Установление русско-китайской границы за Байкалом», мы становимся участниками событий тех далеких лет. А событие изображено очень знаменательное. В 1727 году Российская империя и империя Цин подписали Кяхтинский договор, зафиксировав порядок пользования спорными землями и ведения торговли. Договор просуществовал до середины XIX века. Установление границы как раз и изображает художник. Стоит обратить внимание на очень тщательно переданные костюмы: сразу становится понятно, представители каких сословий принимают участие в действе. С той и другой стороны присутствуют наблюдатели, обе стороны ведут оживленные переговоры. Все, что происходит, фиксирует писарь. Вдали виден лагерь, над которым развеваются флаги обеих империй. Художник рисует содержательную, почти театральную трактовку событий, создается впечатление, что зритель вживую наблюдает за происходящим.
Цырен Очиров придает большое значение общению, связям между разными этническими и социальными группами людей, его радует возможность взаимодействия и дружеская, открытая манера общения. «Проезжие люди. Встреча у бурятской юрты». 1977 г. – в этой работе происходит диалог между семьей, живущей в стойбище, и путешественниками в европейских костюмах, которые, по всей видимости, собирают материал о традициях и обычаях других народов. Гостеприимно встречают их у юрты пожилые люди и мальчик, несущий угощение. Обращает на себя внимание документальная точность, с которой автор изображает все детали – и маслобойку, и часть виднеющегося интерьера жилища, и растения на первом плане.
Жизнь каторжан в Забайкалье также отражена в рисунках Ц. Очирова: «Черновские угольные копи в 1900-х годах». 1976 г.; «Каторжанин на Петровско-Забайкальском заводе». 1977 г.
Декабристы – братья Николай и Михаил Бестужевы – были сосланы в Забайкалье как государственные преступники. К работам на местном заводе их не допускали, поскольку они могли вести неблагонадежные беседы среди рабочих. Только в крайнем случае Н. Бестужева отправляли на завод для ремонта станков. Братья Бестужевы занимались сапожным, токарным и часовым делом, сконструировали «бестужевскую печь» и двуколку «бестужевку», выращивали табак и арбузы.
Этнографические особенности, традиционные виды занятий и религиозные представления показывает Ц. Очиров в работах «Батрак (башкир) поденщик». 1976 г.; «Мать с сыном и дочерью». 1975 г.; «Отдых на Аршане». 1978 г.; «Эвенкийское стойбище на реке Лене. Перед отправкой на охоту». 1979 г.; «У синего камня». 1975 г.
Не оставляет без внимания Ц. Очиров и современную жизнь земляков. Дух времени 1970-х годов, с их совершенно особенной стилистикой, воплощен в рисунках «Приезд агит. бригады». 1979 г.; «Проводы призывника в Армию». 1979 г.; «Девушки на покосе». 1979 г.