29 ноября 2021 г. Анатолию Ивановичу Кувину, одному из старейших живописцев Владимирской организации Союза художников России, исполнилось 90 лет. В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится 24 произведения художника, представляющих его творчество с 1950-х до 2000 годов.

Анатолий Иванович родился в селе Молитеево под Судогдой. Перед войной семья переехала во Владимир. Учеба мальчика в школе пришлась на тяжелые годы войны. Удивительно, но в это время в городе работал Дворец пионеров, в котором были открыты кружки для детворы. В один из таких кружков – кружок рисования – и ходил, вплоть до окончания семилетки, Толя Кувин. Вел кружок Михаил Михайлович Сахаров, старый владимирский художник, в 1912 году закончивший рисовальную школу барона Штиглица в Петербурге. Именно он во многом определил дальнейшую судьбу мальчика.

После войны Анатолий поступил в Ивановское художественное училище, имевшее в те годы блестящий преподавательский состав. По окончании училища, в 1952 году, пошел в Художественный институт им. Сурикова. Студентом он старался участвовать во всех художественных выставках, проходивших во Владимире и области.

Анатолий Кувин


Вернулся Анатолий во Владимир в 1957 году и сразу окунулся в кипящий котел творческой жизни владимирского Союза художников. Конец пятидесятых во владимирском искусстве – время, когда зарождалось и крепло самобытное живописное направление, получившее в дальнейшем название «Владимирский пейзаж». Сила воздействия владимирской живописной школы была так велика, что редко кто из художников не ощущал ее влияния. Живопись Анатолия Кувина упрощенно-декоративной все-таки не стала, сказалось академическое образование. Она реалистична по своей сути, по построению пространства, по отношению к деталям, но при этом обладает «владимирской цветоносностью».

Дворик Товарищества художников. 1957 г.

Казанская церковь во Владимире, где венчался А.И. Герцен. 1966 г.

Реставрация. 1963 г.

Улица в Суздале. 1964 г.


Сфера творческих интересов художника широка. Он пишет портреты, его деревенские натюрморты – настоящий праздник изобилия. Однако любимым жанром Анатолия Кувина всегда был пейзаж, а излюбленная его тема – это жизнь провинции и изображение милых сердцу уголков природы – «владимирских проселков».

Художник говорит: «Тема родины, исторической памяти всегда занимала мое воображение. Сказалось влияние творчества В.А. Солоухина, а также обилие исторических памятников на владимирской земле. С начала 1960-х годов я стал ездить на этюды в Суздаль и Юрьев-Польский. Были поездки на север, на Бородинское поле, в заповедник Пушкинские горы. По впечатлениям от этих поездок написал целый ряд картин».

Весна. 1974 г.

Белая ночь. 1977 г.

Бородино. Багратионовы флеши. 1979 г.

В Пушкинском заповеднике. Савкина горка. 1979 г.

Музей в Юрьев-Польском. 1979 г.

Суздаль. 1979 г.


Своими произведениями художник старается обратить наше внимание на нравственную сторону сельской жизни, любуется ее бытовым укладом. В произведениях Анатолия Кувина мы часто видим людей, занятых простым трудом: уборкой картофеля, заготовкой сена, работой на огороде.

Уборка сена. 1979 г.


Художник относится к тому поколению, которое довелось стать свидетелем постепенного запустения русской деревни. «И не только вблизи Владимира – я видел много брошенных деревень на Урале, в Костромской области, на Вологодчине. На это трудно смотреть», – рассказывает художник. Видимо, поэтому одним из программных произведений Анатолия Кувина является холст под названием «Покинутая деревня». Тему эту художник разрабатывает не один год, в ней проявилась определенная гражданская позиция автора. По сути, это скорбный гимн русской провинции, ее историческому жребию.

Покинутая деревня. 1995 .


За власть Советов. 1970 г.

Новостройки. 1973 г.

Натюрморт с вербой. 1977 г.

Праздник во Владимире. 1982 г

День Победы. 1984 г.

Осень на старой улице. 1996 г.