22 августа 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения художника Порфирия Никитича Крылова – академика АХ СССР, Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, лауреата пяти Сталинских, Ленинской и Государственной премий СССР, или просто – одного из Кукрыниксов.

Родившийся в Туле 9 (22) августа 1902 года Порфирий Крылов, как и его отец, мог всю жизнь проработать на Патронном заводе. Но Замочная улица Чулковской слободы вела его не только в городское училище и на Патронный завод, но и за окраину Тулы в поля, которые пересекали живописные долины речушек с разнотравьем и перелесками. Здесь он напишет свои первые пейзажи как ученик художественной студии при заводском клубе, руководителем которой был художник Григорий Михайлович Шегаль (1889–1956).

Шегаль Г.М. Весенний пейзаж. Этюд 1930–1940-е гг.

Собрание ГВСМЗ

Порфирий рисовать начал очень рано. Дмитрий Григорьевич Полосатов, дед по матери, был известным в Туле гравером и хорошим графиком. Выучился он у своего брата Алексея Григорьевича Полосатова, который брал уроки у заезжего итальянца и прославился искусно украшенным оружием, работы А.Г. Полосатова хранятся в Эрмитаже и Тульском музее оружия. Порфирий с малых лет любил наблюдать за работой деда, а тот всячески поощрял интерес внука и был первым учителем рисования мальчика.

Когда Порфирию было 10 лет, он потерял мать: Елизавета Дмитриевна умерла после родов. На руках у овдовевшего Никиты Захаровича осталось трое детей, дому требовалась хозяйка – и он женится на Александре Никитичне Добрыниной, также недавно схоронившей мужа и дочь. Мачеха, образованная и воспитанная, помогала развиваться художественному таланту и кругозору молодого человека. Она уговорила отца подарить сыну кисти и краски, а её родственники, художники, преподали Порфирию азы масляной живописи1.

Благодаря родным и руководителю заводской изостудии Г.М. Шегалю, в 1920 году Порфирий Крылов не побоялся повезти свои работы в Москву, чтобы показать их в Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели А.А. Осьмеркин (1892–1953) и В.А. Фаворский (1886–1964) одобрили опыты молодого человека, и с 1921 г. до 1928 г. Порфирий учился во ВХУТЕМАСе в мастерской А.А. Осьмеркина, затем у А.В. Шевченко (1883–1948) и в аспирантуре у П.П. Кончаловского (1876–1956).

ВХУТЕМАС стал не только мастерской профессионализма, но и судьбоносным местом встречи студентов Порфирия Крылова и Михаила Куприянова, создавших в 1922 г. творческий тандем в стенгазете ВХУТЕМАСа с подписью Кукры или Крыкуп. В 1924 г. к ним присоединился Николай Соколов, который подписывал свои рисунки Никс. Трио художников-сатириков Кукрыникс получило в стенгазете объединяющее «ы», и вышло за пределы ВХУТЕМАСа.

Вот как это вспоминает поэт А.А. Жаров:

«Знакомство наше началось в 1925 году. Я был ответственным редактором московского литературного журнала «Комсомолия»…

Три плоховато одетых юноши вошли однажды в мою редакторскую комнатку (на Неглинной ул.) и заявили:

– Мы художники… То есть мы студенты Вхутемаса. Нет ли какой работы в журнале?

– Журнал наш литературный, без картинок, – сказал я, – поэтому для вас работы не найдется… к тому же… вас многовато… Трое…

– А мы рисуем вместе, и нас… вроде бы один.

– Но подписываетесь тремя фамилиями?

– Нет, одной фамилией: Кукрыниксы!

– А что же вы умеете?

– Умеем шаржи рисовать.

– Ну, попробуйте нарисовать шарж на этих товарищей, – показал я на поэтов, сидевших рядом со мной.


Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Рисунок. Безыменский Александр Ильич. 1968 г.

Собрание ГВСМЗ

Шарж Кукрыниксов на поэта и активного комсомольского деятеля Александра Ильича Безыменского, окончившего во Владимире гимназический курс и бывшего здесь организатором комсомола и основателем комсомольской печати, был подарен музею в 2004 г.

Ни слова не говоря, ребята принялись за работу. Сначала рисовал один. Потом другой безмолвно брал рисунок и вносил в него свои штрихи, потом действовал третий. И так рисунок ходил по кругу на наших глазах.

В дверях комнаты собралось порядочно зрителей. Все мы с любопытством смотрели на невиданный доселе процесс коллективного творчества. И дружно, восторженно рукоплескали результату этого процесса: шарж был великолепен. Мы напечатали его в журнале «Комсомолия», где пришлось завести отдел «Дружеские шаржи» специально для молодых художников, о которых мы с Безыменским меж собой не без гордости говорили: наше открытие!»2

 



В середине 1920-х годов Кукрыниксы начали свое победное шествие по страницам советской печати и более 60 лет занимали ведущее место сатириков и пародистов, талантливых иллюстраторов, а главное, художников-публицистов в изобразительном искусстве СССР.

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Плакат. «Всё наше хают и поносят... Барбосы лают, ветры носят!» 1975 г.

Собрание ГВСМЗ

 

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Плакат. «Особо вредная особа. / Я, – говорит, – пекусь извне / О государственной казне: / Не склонный к честному труду, / Акробатически краду». 1975 г.

Собрание ГВСМЗ

В этом удивительном сотворчестве каждый занимал важное место. М. Куприянов и Н. Соколов окончили графический факультет, П. Крылов – живописный. Как выяснилось в ходе их коллективной деятельности, это обстоятельство не только не помешало единению, но, напротив, цементировало его3. Фантазия и художественное мастерство каждого становились частью общего результата.

Лишь однажды именно Порфирий Крылов «выпал» из коллектива. В конце 1970-х годов Н.А. Соколов рассказал об этом: «Это было перед войной, в период репрессий. Коснулось это и нас. Однажды, в один из дней, исчез Порфирий Никитич Крылов. Его не было очень долго, и мы стали волноваться. Но он всё-таки появился — совершенно подавленный и бледный. Оказалось, его вызывали на Лубянку. Там ему в ультимативной форме предложили доносить на всех художников: о чём разговоры, кто как настроен, у кого какие взгляды… В том числе речь шла не только обо всех наших знакомых, но и конкретно о нас. Мы жили тогда в одной коммунальной квартире. Когда Крылов отказался доносить, ему пригрозили. С тех пор у него начался панический страх. Ему всё время казалось, что за ним следят… Отчаяние и страх были настолько сильными, что в течение девяти месяцев он не выходил из мастерской. Он потерял интерес к работе, замкнулся в себе. Когда мы приносили наброски карикатур и спрашивали его мнение, он пассивно говорил: „Делайте, что хотите, я согласен, подпишу “. Через много лет у него обнаружили рак, и мы думаем, что эти события тоже как-то повлияли на ход его болезни»4.

Тогда Порфирий Никитич нашел в себе силы вернуться к творчеству, оно и защитило и спасло его. Великая Отечественная война заставила всех мобилизоваться, в том числе и художников. Плакатов, рисунков Кукрыниксов в газетах и журналах ждала вся страна.

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Автор текста С. Маршак. Плакат. «Долг платежом красен». Москва, Ленинград: Государственное издательство «Искусство». 1941 г.

Собрание ГВСМЗ

Всемирную известность они получили своими антифашистскими плакатами. Самый первый «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» был создан 22 июня 1941 г., а уже 24 июня издательство «Искусство» начало распространять многотысячный тираж.

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Первый военный плакат Кукрыниксов 1941 г. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Из комплекта плакатов «Рисунки. Кукрыниксы». 1975 г. Издательство «Плакат» г. Москва

Собрание ГВСМЗ

Кукрыниксы. «Три года войны». Окно ТАСС №993. 1944 г.

Собрание ГВСМЗ

В зените славы Кукрыниксов запечатлел друг и собрат по творчеству Г. Верейский.

Верейский Г.С. Гравюра. Портрет Кукрыниксов. 1945 г.

Собрание ГВСМЗ

Слева направо: Николай Александрович Соколов, Порфирий Никитич Крылов, Михаил Васильевич Куприянов

В 1945 г. Кукрыниксы присутствовали на историческом Нюрнбергском процессе в «сборной» художников и писателей, командированных туда, чтобы фиксировать происходящее.

Темин В.А. Фотография черно-белая. Руденко Р., Кукрыниксы и Вишневский В. в Нюрнберге. 1945 г.

Собрание ГВСМЗ

Слева направо: Главный обвинитель от Советского Союза прокурор Р.А. Руденко, Кукрыниксы П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, поэт С.И. Кирсанов, Кукрыникс М.В. Куприянов, писатель В.В. Вишневский

В последующие годы Кукрыниксы всегда готовы были защищать своим искусством мир и Родину.

Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Плакат. «Нет – агрессивным планам НАТО!» 1980 г.

Собрание ГВСМЗ

На пользу художественному содружеству шло развитие каждой творческой индивидуальности в этом маленьком коллективе. После Великой Отечественной войны художники находят время для индивидуальных занятий живописью. Обостренное военным лихолетьем чувство Родины дало толчок развитию искусства пейзажа, и каждый из Кукрыниксов находит свои мотивы, переживая русский пейзаж в собственном лирическом ключе. В отличие от «урбаниста» Куприянова и «волжанина» Соколова, Порфирия Никитича Крылова влечет природа Подмосковья.

Национальная школа русского пейзажа второй половины XIX в. продолжается в его работах. В картинах, хранящихся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, он идёт за великими традициями А.К. Саврасова и И.И. Левитана: выбирает для изображения мартовский солнечный пейзаж, передавая по-своему несравненный свет русской северной весны.

Крылов П.Н. Март. 1960 г.

Собрание ГВСМЗ

Или пишет туманный тихий вид на берегу реки, заставляющий почувствовать прохладу влажного воздуха, беззвучие покоя одного из уголков родины.

Крылов П.Н. Вечерняя тишина. 1955 г.

Собрание ГВСМЗ

Он пишет свои пейзажи подолгу, возвращаясь на одно и то же место в одно и то же время, стараясь передать увиденное так, чтобы в зрителе всколыхнуть поэтическое чувство, заставившее взяться за кисть самого художника.

Но была у Порфирия Никитича и особая любовь – цветы. На выставках, где П.Н. Крылов показывал свою живопись, всех притягивали натюрморты с букетами. Зрители отмечали не просто верность и выразительность, но особенную бережность к каждому изображенному цветку. Вот и этюд «К концу лета» 1961 г. показывает, что художник не смог пройти мимо красочных дачных цветов, запечатлев их сияние на фоне зелени.

Крылов П.Н. К концу лета. 1963 г.

Собрание ГВСМЗ

Многочисленные поездки Кукрыниксов по стране и командировки за рубеж тоже давали П.Н. Крылову материал для пейзажных этюдов, будь то Крым («Коктебель. Вечер» 1948 г.) или недоступная для большинства советских людей Франция («Париж. Дождь» 1956 г.).

Крылов П.Н. Крым. Коктебель. 1948 г.

Собрание ГВСМЗ

Как и его товарищи, Порфирий Никитич старался писать каждый день, шлифуя навыки, не делая скидок на опыт и талант. В постоянном самосовершенствовании и секрет уникально долгого существования Кукрыниксов как явления, и секрет плодотворной жизни Порфирия Никитича Крылова.

Крылов П.Н. Париж. Дождь. 1956 г.

Собрание ГВСМЗ

Он ушел из жизни раньше своих товарищей, 15 мая 1990 г., и покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, где могилы Кукрыниксов – удивительного феномена искусства ХХ века – находятся рядом.

____________________

1https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-220/
2Соколова Н. Кукрыниксы. Альбом. М.: Советский художник, 1955 г. С. 8.
3Там же. С. 9.
4Колесникова Л.Е. Кукрыниксы на Нюрнбергском процессе. http://history.milportal.ru/kukryniksy-na-nyurnbergskom-processe/