«Нужно было обладать безграничной верой в возможности космонавтики,
чтобы посвятить ей всю свою жизнь, несмотря ни на что».
М.К. Тихонравов
Любознательность, целеустремлённость и бесконечный поиск… Людей, обладающих всеми этими качествами, пожалуй, не так уж и мало. А если к ним прибавить беззаветную преданность… космосу? Очевидно, что круг резко сузится. Столь редким сочетанием качеств обладал наш земляк – конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов, к 120-летию которого подготовлена эта виртуальная выставка.
Михаил Клавдиевич родился 16 (по новому стилю 29) июля 1900 года во Владимире в доме бабушки и дедушки по матери (Торговая площадь, дом 10 – ныне ул. 2-я Никольская, дом 8). Его родители переехали из Владимира в Петербург ещё в 1895 году. Отец семейства Тихонравовых Клавдий Михайлович, потомственный почетный гражданин города Владимира, выпускник Владимирской духовной семинарии, закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, а мать, Александра Николаевна, – Бестужевские курсы. Училась она и в знаменитом училище технического рисования А.Л. Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ.
В семье Тихонравовых было пятеро детей: Михаил (1900 г.р.), Петр (1902 г.р.), Татьяна (1903 г.р.), Клавдий (1905 г.р.) и Юрий (Георгий) (1909 г.р.). Их первенец Елизавета (1897 г.р.) умерла в возрасте около трёх лет. Детство и юность М.К. Тихонравова прошли в Петербурге (Петрограде).
Из воспоминаний Софьи Николаевны Ворониной (тёти М.К. Тихонравова по материнской линии):
«Я высоко ценю характеры Клавдия Михайловича и Саши. Имея пятерых детей (Лиза умерла ещё маленькой) – они всю жизнь учились, работали, воспитывали детей и передали им свой характер и ум. Воспитывали они их умело. Никогда пальцем их не тронули, а разъясняли им всё словами и с большим терпением. Когда дети что-либо не понимали, то Клавдий Михайлович любя и шутя говорил: "Ах вы, мастодонты!" и всё-таки добивался того, чтобы они поняли».
Зимой Тихонравовы жили в городе, а на летнее время выезжали в пригороды – в Гатчину, Тайцы, Сиверскую, а чаще всего в Тюрисевя (Тюрисево, ныне – Ушково в черте Санкт-Петербурга). Александра Николаевна часто приезжала на лето к родителям во Владимир, в этом городе родились Елизавета, Михаил и Пётр.
Навсегда запал в душу Мише Тихонравову увиденный им в 1909 году на столичном ипподроме самолёт, после чего он, по воспоминаниям, «заболел небом».
Братья Тихонравовы учились в 3-й мужской классической гимназии Санкт-Петербурга. Михаил учился хорошо, переход из класса в класс не вызывал у него трудностей.
Из воспоминаний М.К. Тихонравова:
«…В гимназии я получил весьма фундаментальные знания, главным образом, по гуманитарным предметам. Знания даже по древним, мёртвым языкам очень были полезными впоследствии, во всей моей дальнейшей жизни. Кроме того, гимназия приучила к порядку и аккуратности и научила правильному русскому языку и правописанию».
Яркий след в памяти юноши оставил революционный 1917-й год. После Февральской революции, ввиду затруднений с продовольствием, семья перебралась к сестре матери Софье Николаевне Ворониной в Переславль-Залесский Владимирской губернии. В столице остались отец и Михаил, который учился в выпускном классе гимназии.
Из воспоминаний М.К. Тихонравова:
«Выборы в Учредительное собрание были назначены на 12 ноября. Предварительно <…> нужно было раздать бюллетени. Опять привлечены были учащиеся, конечно, добровольно. Меня послали работать в район, расположенный далеко за Александро-Невской лаврой. <…> Дома, большей частью, были небольшие, деревянные. По улицам, доставшимся мне, рабочих казарм не было. Домики стояли отдельно и были рассчитаны на несколько семей. В некоторых домах я встречал страшную бедность, почти нищету. Жалко было смотреть, особенно, когда у людей были дети. В других – было чистенько и опрятно, чувствовалась заботливая рука и некоторый достаток. Впечатление, которое создавалось при посещении таких рабочих жилищ, очень верно выражено в некоторых картинах Петрова-Водкина».
Весной 1918 года выпускные экзамены на аттестат зрелости в гимназии были отменены, и 23 марта Михаил Тихонравов получил аттестат, в котором, за исключением удовлетворительной оценки по латинскому языку, стояли четвёрки и пятёрки.
В мае 1918 года Михаил с отцом переехали в Переславль-Залесский. Поначалу юноша устроился работать курьером в народный суд, там же, где и отец, а затем перешёл на работу агитатором в Переславский уездный военкомат, позднее назначен начальником агитотдела военкомата. В 1919 году он вступил в комсомол, став одним из организаторов уездной комсомольской ячейки.
Из воспоминаний М.К. Тихонравова:
В Переславль-Залесский я приехал уже полностью сторонником советской власти. Сознаюсь, что меня начали увлекать идеи анархистов-коммунистов. Во всяком случае, все остальные политические направления, например, эсеры и все более правые, совершенно перестали меня интересовать. <…> Начал регулярно читать газеты. Разгоралась всё больше Гражданская война. Симпатии мои были всецело на стороне Советской России и Красной Армии».
В 1920 году М.К. Тихонравова перевели на должность инструктора политотдела Владимирского губвоенкомата. Из Владимира армейский политработник Тихонравов был направлен на учёбу в только что созданный Институт инженеров Красного Воздушного флота им. Н.Е. Жуковского, вскоре переименованный в Академию Воздушного флота им. Н.Е. Жуковского. Чем был обусловлен этот шаг? Вероятно, тем, что в круг интересов молодого человека входили вопросы теории воздухоплавания и межпланетных полётов. Он был знаком с именами Циолковского, Можайского и Нестерова, трудами Жуковского и Лилиенталя.
В вузе М.К. Тихонравов был одним из первых активистов кружка планеристов. Увлечение планеризмом в ту пору было всеобщим, поэтому закономерным можно считать появление в марте 1923 года Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) – предшественника Осоавиахима и ДОСААФа. В учебных мастерских академии М.К. Тихонравов вместе со своими единомышленниками проектировал и изготавливал планеры. С 1923 года в Крыму неподалёку от Коктебеля стали проводиться Всесоюзные планерные испытания, названные позднее состязаниями. М.К. Тихонравов был их активным участником. В 1920-е годы в крымское небо поднимались его планеры «Арап», «Змей Горыныч», «Скиф», «Жар-птица», «Гамаюн», «Комсомольская правда». В Крыму М.К. Тихонравов познакомился с авиационным инженером С.П. Королёвым и поэтом и художником М.А. Волошиным.
В 1925 году на VI Ронских планерных состязаниях в Германии среди пяти советских планеров был и «Змей Горыныч» конструкторов В.С. Вахмистрова и М.К. Тихонравова. Несмотря на то, что советские планеры уступали немецким в технике, они показали неплохие результаты. В частности, «Змей Горыныч» смог набрать высоту 265 метров и преодолеть дистанцию в 11 километров.
Итогом теоретического и практического изучения вопросов планеризма явился раздел «Планеры», написанный М.К. Тихонравовым и С.В. Илюшиным для сборника «Самолётостроение», опубликованного в 1931 году.
В 1925 году М.К. Тихонравов был в строю выпускников первого выпуска Академии Воздушного флота и начал службу инженером-механиком в 1-ой легкобомбардировочной эскадрильи имени В.И. Ленина, а затем на авиационных предприятиях. Работал у знаменитого авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, участвовал в создании ряда самолетов – первенцев советской авиации, в том числе легкого ночного бомбардировщика У-2 и разведывательного самолёта Р-5. Теоретическим итогом его работы в области самолётостроения стали труды «Авиационные баки», «Системы питания и смазки авиационных моторов на самолётах». Одновременно он начинает серьезно осваивать теоретические основы ракетной техники.
Ещё на первом курсе академии, по воспоминания М.К. Тихонравова, он узнал, что профессор В.П. Ветчинкин, преподававший слушателям динамику полёта, интересуется межпланетными перелётами и пропагандирует изучение их теории. В тот момент внимание молодого исследователя было сосредоточено на изучении планеризма, поэтому собственные наработки, например расчёты самолёта с ракетным двигателем, были отложены, но спустя несколько лет он вернулся к этой теме. Основываясь на идеях К.Э. Циолковского, М.К. Тихонравов разработал ракетный двигатель, смог его запатентовать, однако дальнейшие события изменили планы учёного по реализации собственного проекта.
Важной вехой на его творческом пути стала теоретическая и конструкторская работа в московской Группе изучения реактивного движения (ГИРД), созданной в 1931 году при Осоавиахиме по инициативе инженера С.П. Королёва и при непосредственном участии М.К. Тихонравова. С организацией ГИРД советская ракетная техника вступила в новый этап развития: началось претворение научных идей и бумажных расчётов в металл.
Из воспоминаний М.К. Тихонравова:
«Мысли о практическом использовании принципов реактивного движения возникали после чтения работ К.Э. Циолковского у некоторых инженеров и учёных и раньше организации ГИРД. <…> Но эти одиночки не образовывали единого целеустремлённого коллектива и работали разрозненно. <…> С организацией ГИРД кончилась по существу кустарная работа одиночек».
Целью группы была постройка первого реактивного летательного аппарата, способного преодолеть земное притяжение. С 1932 года М.К. Тихонравов возглавил в ГИРДе вторую бригаду, занявшуюся постройкой ракетных двигателей и ракет на жидком топливе – на основе идеи, выдвинутой ещё К.Э. Циолковским. Параллельно с этим велись расчеты ракеты в целом. Смелые идеи по преодолению земного притяжения Михаил Клавдиевич мог подкрепить опытом работы в области авиастроения.
17 августа 1933 года на инженерном полигоне в подмосковном Нахабино был осуществлен запуск ракеты ГИРД-09 – первой советской жидкостной ракеты конструкции М.К. Тихонравова. Двигатель ракеты работал на гибридном топливе – жидком кислороде и отверждённом бензине. За 18 секунд полета ракета достигла высоты в 400 метров. Руководил пуском С.П. Королев. Ракете ГИРД-09 было суждено стать предвестницей освоения космоса.
Из воспоминаний Татьяны Клавдиевны Тихонравовой, сестры М.К. Тихонравова:
«Вопросами космических полётов, мне кажется, Михаил Клавдиевич интересовался всегда, поэтому переход его в ГИРД, где он руководил одной из бригад, и запуск первой ракеты на жидком топливе его конструкции 17-го августа 1933 года, не были для нас неожиданностью. Мы не были в числе людей, относящихся с недоверием к идее полёта в космос. Скорее, относились к этому вопросу с интересом и с уверенностью, что эти полёты обязательно осуществятся. Запуск первой ракеты 09 был для нас радостью».
О том, каким прорывом стал запуск ракеты М.К. Тихонравова, можно судить по впечатлению, которое вызвало сообщение о нём у К.Э. Циолковского во время их встречи 17 февраля 1934 года (воспоминания М.К. Тихонравова приведены в книге А.И. Зузульского «Ступени в небо»):
«…Беседа шла не об успешном запуске ракеты. Об этом – главном – ему сообщили потом. "Но я никогда не забуду, – рассказывал Михаил Клавдиевич, – что Константин Эдуардович произнёс в ответ. Он сказал: "Не может быть!"»
Осенью 1933 года по инициативе М.Н. Тухачевского был образован первый в мировой практике Реактивный научно-исследовательский институт, в задачи которого входило внедрение ракетной техники в военном деле, прежде всего в авиации и артиллерии. М.К. Тихонравов, будучи офицером Красной Армии, возглавил один из отделов РНИИ, специализирующийся на разработке ракет и жидкостных двигателей к ним.
В 1934 году при Центральном Совете Осоавиахима по инициативе С.П. Королёва была организована реактивная секция, проработавшая до 1938 года. В её задачу входила пропаганда ракетной техники, выпускался научный сборник «Реактивное движение». Научное редактирование издания возглавил М.К. Тихонравов. В этот период были выпущены труды К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, С.П. Королёва, излагавшие практические основы ракетной техники, раскрывающие идею межпланетных полётов и их принципиальную осуществимость. К их числу относится и работа М.К. Тихонравова «Ракетная техника», изданная в 1935 году. На обоснование возможности полета в ракете человека было направлено и выступление Михаила Клавдиевича на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, проведённой Академией Наук СССР (1934 год).
В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны М.К. Тихонравов входил в коллектив, занимавшийся разработкой и усовершенствованием многозарядной пусковой установки – знаменитой «катюши», участвовал в военной и научно-технической оценке трофейной ракеты ФАУ-2. Кроме того, его мысль была нацелена на создание ракетного самолёта – ракетоплана, а также многоступенчатых ракет.
К лету 1945 года на базе НИИ-1 под руководством М.К. Тихонравова был разработан эскизный проект высотной ракеты ВР-190, который предусматривал подъём двух человек на высоту до 200 км. Принципиально новой в этом проекте была идея герметичной высотной кабины, рассчитанной на полёт человека в ближний космос. Несмотря на все предпринятые конструктором усилия, включая обращение к И.В. Сталину, реализовать проект высотной ракеты не удалось, поскольку в тот период приоритетным считалось создание надёжного ракетно-ядерного щита. Однако произведённые наработки сыграли важную роль в дальнейших проектах.
В 1947 году М.К. Тихонравов организовал в НИИ-4 отдел, который занялся теорией составных (многоступенчатых) ракет – здесь как раз и пригодились прежние наработки по высотной ракете. Им была предложена так называемая «пакетная» схема запуска двигателей. Первоначально идея М.К. Тихонравова о возможности создания ракеты не только для военных целей, но и в качестве ракеты-носителя для вывода искусственного спутника в космос, высказанная им на конференции НИИ-4 в 1950 году, встретила жёсткую критику. Причина неприятия крылась в том, что идея была озвучена М.К. Тихонравовым в среде военных специалистов, далёких от космической проблематики. Несмотря на запреты, «группа Тихонравова» продолжила работу над космическими разработками.
Убеждённость исследователя в том, что все работы в области ракетной техники в конце концов ведут к космическому полёту, участие главного конструктора С.П. Королёва и других лиц со временем позволило изменить отношение руководства к проекту межконтинентальной баллистической ракеты и запуска искусственного спутника и реализовать его. Конструкторская разработка «пакетной» схемы, осуществлённая С.П. Королёвым, позволила ему в короткие сроки создать свою знаменитую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7.
4 октября 1957 года ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли стартовала с космодрома Байконур и успешно вывела его на околоземную орбиту. На следующий день об этом написали все газеты мира. Следом за первым спутником, менее чем за год, были запущены ещё два, разработанные отделом Тихонравова. С каждым разом их «начинка» усложнялась: например, на третьем спутнике впервые в мировой практике были применены солнечные батареи.
После запуска первого и второго искусственных спутников Земли в конструкторском бюро С.П. Королёва, где работал М.К. Тихонравов, началась реализация «лунной» программы. В течение 1959 года было осуществлено три запуска космических аппаратов в сторону Луны. Несмотря на то, что не все поставленные при запусках задачи были выполнены, «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3» принесли новые достижения: на Луну был доставлен вымпел с изображением герба СССР, появились первые данные о космическом пространстве вокруг естественного спутника Земли, земляне получили первые снимки обратной стороны Луны.
Из воспоминаний Татьяны Клавдиевны Тихонравовой:
«В том же 1959 году Миша подарил тёте Соне к дню её именин большую карту Луны с районом, где опустилась «Луна-2» с вымпелом 14.IX.59 г., с надписью "Дорогой тёте Соне от Миши и Оли. 30 сентября 1959 г." (Карту эту я передала во Владимирский музей)».
В 1958 году началось проектирование пилотируемого космического корабля «Восток». Отделу М.К. Тихонравова была поручена разработка и совершенствование систем аварийной ориентации и посадки корабля. Кроме того, Михаил Клавдиевич был руководителем комиссии по отбору космонавтов, в сформированном отряде космонавтов читал лекции по механике космического полёта и конструкции корабля «Восток».
12 апреля 1961 года осуществилась самая заветная мечта М.К. Тихонравова – человек смог подняться в космос. Лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в истории человечества совершил космический полёт – 108 минут, которые навсегда вошли в историю.
За годы своей деятельности М.К. Тихонравов удостоен многих званий и наград. Среди них орден Красного Знамени (1944), орден Отечественной войны II степени (1944), орден Ленина (1945), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). М.К. Тихонравов – лауреат Ленинской премии (1957), Герой Социалистического Труда (1961), член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1947), доктор технических наук (1958), профессор (1960), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент Международной академии астронавтики (1948).
О человеческих качествах М.К. Тихонравова его ученик и коллега В.А. Андреев отзывался так:
«С первого же дня нашего знакомства он произвёл на меня огромное впечатление. Человек, обладавший способностью располагать к себе любого, с кем он знакомился. Его внимание к окружающим, чувство такта в разговоре и объяснения по работе поразительны. Я за всё время знакомства с Михаилом Клавдиевичем не помню случая, чтобы он когда-нибудь горячился и обижал собеседника. У него была хорошая черта терпеливо объяснять людям то, что от них требуется».
Необыкновенная широта кругозора Михаила Клавдиевича, умение предвидеть перспективные направления развития науки, богатый профессиональный и жизненный опыт проявлялись в удивительной способности трансформировать свои научные фантазии в реальность – в «реальные фантазии», как он их называл. Уже в 1954 году, за несколько лет до запуска первого искусственного спутника, им была составлена программа поэтапного освоения космоса, в середине 1960-х годов в его отделе трудились над проектом лунного корабля и изучали возможности экспедиции с целью облёта Марса. Упомянутая программа предусматривала и полёты к Венере, и строительство транспортных кораблей, и воздушно-космического самолёта. Следует признать, что далеко не всё задуманное было осуществлено, на пути конструктора бывали и неудачи. Но всё это не умаляет заслуг Михаила Клавдиевича. Возможно, современному обывателю эти планы покажутся мечтами романтика, жившего в отрыве от земных нужд. Ещё в 1930 году, будучи молодым исследователем, предвидя вопрос скептиков «Зачем нужен космос?», Тихонравов писал:
«Тот, кто говорит, что на Земле и так много дел, напрасно успокаивает себя и других. На земле много дел, но люди поплыли открывать Америку, отправились на Северный и Южный полюсы… Человек будет работать на орбитальных станциях, летающих вокруг Земли, он освоит Марс и Венеру. Я уверен, что найдутся смельчаки, презирающие обывательскую самоуспокоенность, которые нырнут под облака Венеры».
Именно благодаря таким смельчакам космос для будущих поколений станет обыденностью. И значительную лепту в это внёс Михаил Клавдиевич Тихонравов.В 1976 году в американском городе Аламогордо (штат Нью-Мексико) был открыт Музей космонавтики. В Зале Славы музея в числе изображений 35 крупнейших деятелей мировой космонавтики помещён и портрет М.К. Тихонравова.
В 1987 году, в год 30-летия запуска первого искусственного спутника, в Ленинском районе города Владимира появилась улица Тихонравова, на доме, где он родился, установлена мемориальная доска. В названии главной улицы молодого города Юбилейный Московской области, выросшего из военного городка при НИИ-4, и в названии 50 Центрального научно-исследовательского института Военно-космических сил Министерства обороны России также увековечено его имя. В 2011 году М.К. Тихонравов внесён в список Почётных граждан города Переславля-Залесского.
В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся документы, книги и личные вещи, принадлежащие М.К. Тихонравову, а также воспоминания о нём родственников и коллег.