В сведениях о деятельности Ю.С. Нечаева-Мальцова, предложенного в 1902 году в почетные и действительные члены Академии Художеств, о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемых частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах…»
Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России интересно высказывание известного русского живописца Ильи Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений».
Сам характер многих больших заказов известного русского стеклопромышленника, несомненно, оказывал благотворное влияние на развитие некоторых видов искусств. Это мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись. Все эти направления в лучшем виде воплощены при создании Георгиевского собора.
Юрия Степановича часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что Нечаев-Мальцов отвечал: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь…»
В 1890 году Ю. С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания – базилика в русском стиле. Также заказ предусматривал и функциональные особенности трапезной, пространство которой должно было быть рассчитано на 3000 прихожан. «Это интересная задача, – писал позднее Л.Н.Бенуа, – создать большую русскую базилику».
Непосредственное наблюдение за строительством и постоянное присутствие в Гусь-Хрустальном Бенуа поручил архитектору Григорию Яковлевичу Леви, который до этого в течение 12 лет уже работал с Леонтием Николаевичем на его объектах в Санкт-Петербурге и других городах. Кроме того, на строительство назначили помощника «из молодых архитекторов» – Владимира Александровича Покровского – и двух десятников. Сам Бенуа принимал на себя «соблюдение за правильностью исполнения работ».
Самая нарядная западная сторона когда-то завершалась легким шатром высотою 45 метров. Среднему шатру колокольни вторили два меньших – боковых.
Трехшатровая композиция с запада перекликалась с тремя луковичными куполами в восточной алтарной части. Все это делало собор очень легким, нарядным, устремленным ввысь. Обращают на себя внимание нарядные наличники окон, богатые карнизы из фигурного кирпича, яркие поливные изразцы, аркатурный пояс, охватывающий все здание, резной формы окна, два боковых крыльца с витыми колоннами и нависягами, имеющих два схода по обеим сторонам вдоль стен здания, как в деревянном хоромном зодчестве.
В 1893 году обсуждался вопрос о внутренних колоннах в церкви. По первоначальному проекту, согласованному с Нечаевым-Мальцовым, колонны предполагалось сделать чугунными под позолоту, «как в ростовских церквях», и полностью расписать их цветными эмалями. Но в процессе строительства заказчик пожелал иметь их из лабрадора. Вскоре архитектор приступил к переделам и проверке полного расчета базиличных нефов гусевской церкви.
Основной объем собора выполнен в форме базилики. Это вытянутое в плане здание, разделенное внутри двумя рядами колонн на продольные галереи, так называемые нефы, имеющие самостоятельные перекрытия.
Для росписи Георгиевского собора был приглашен известный художник Виктор Михайлович Васнецов. Васнецовым для храма исполнены работы: «Страшный Суд» для западной стены, запрестольные образы в алтаре и приделах – «О тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие в ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.
Картины и эскизы В.М. Васнецова репродуцировались в журналах и приложениях различных газет. Все эскизы Васнецова для церкви при Гусевской фабрике Нечаева-Мальцова были приобретены художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.
С работами Васнецова собор приобрел духовную жизнь. О картине «Страшный суд» известный критик искусств Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».
М.В. Нестеров считал эту картину «лучшей из церковных произведений Васнецова после алтарной росписи во Владимирском соборе».
Являясь большим поклонником искусства мозаики, Ю.С. Нечаев-Мальцов старался украшать вновь построенные здания композициями из цветной смальты. Мозаика «О тебе радуется, Благодатная» для конхи главного алтаря по эскизу В.М. Васнецова была заказана известной мозаичной мастерской Фроловых в Санкт-Петербурге.
В 1901 году мозаика была поставлена на место. В целях дополнительного освещения будущей мозаики Л.Н. Бенуа внес в проект небольшое изменение: над алтарной частью в большом куполе было сделано окно.
Во фронтонах крылец мастера Академии художеств, по картинам художника М.Н. Васильева, выполнили две мозаичные композиции: «Георгий Победоносец» и «Откровение евангелиста Иоанна».
Храм строился и отделывался в течение 11 лет (1892–1903). В 1903 году храм был освящен.
Здание храма ослепляло роскошью декоративного убранства: нарядные наличники окон, богатые карнизы из фигурного кирпича, яркие поливные изразцы, аркатурный пояс, охватывающий все здание, резной формы окна, два боковых крыльца с витыми колоннами и нависягами, имеющих два схода по обеим сторонам вдоль стен здания, как в деревянном хоромном зодчестве. В высокие щипцы крылец на южном и северном фасаде были включены цветовыми пятнами мозаичные образа. Да и само сочетание естественного цвета кирпича с белым цветом камня-известняка делали здание нарядным и изысканным.
Удачно спроектированный и богато декорированный храм, безусловно, выделялся из ряда обыкновенных. На первом этапе своего существования церковь стала необычным явлением в архитектуре фабричного поселка Гусь-Хрустальный, а по участию в её воплощении плеяды русских деятелей искусства – событием в культурной жизни России.