Александр Николаевич Бочкин – владимирский график, вставший в 70-80-е годы ХХ века рядом с крупнейшими владимирскими пейзажистами В.Я. Юкиным, К.Н. Бритовым и В.Г. Кокуриным. Каждая новая его работа, представляемая тогда зрителю, становилась событием: графика звучала как живописное полотно, поражала и обсуждалась, что было удивительно.

В мастерской художника. 1979 г.


Александр Николаевич Бочкин родился 19 февраля 1947 года в городе Собинке Владимирской области. В 1963 году он поступил в Рязанское художественное училище, во время учебы был лучшим на курсе.

В 1968 году Бочкин поступает в Московский Государственный художественный институт им. В. Сурикова на отделение графики, учится у Евгения Кибрика, занимается линогравюрой. Этот выбор был неслучайным – гравюра удивительно точно отвечала всем особенностям натуры художника: творческому темпераменту, склонности к экспрессии, контрастам и лаконизму.

Тему для дипломной работы, состоящей из 6 листов, он нашел на родине. Это была серия черно-белых линогравюр, объединенных общим названием «Земля Владимирская». Каждая композиция построена на ясных и тщательно отобранных формах, на контрастах черного и белого. Музей сумел собрать воедино эти листы так, как отразила фотография с защиты А.Бочкиным диплома, и показал эту легендарную серию на выставке к 75-летию со дня рождения художника.

Друзья. 1974 г.

Автопортрет. 1974 г.

Дед. 1974 г.

У окна. 1974 г.

В сельмаге. 1974 г.

Вовка. 1974 г.


Линогравюра была очень популярна в советском искусстве в 1960-е годы. На выставках такие произведения звучали широко и громко. В 1970-е наступило ослабление интереса к этой технике. Многие считали, что линогравюра давно достигла своего предела, уста¬рела и годится лишь для обучения начинающих графиков. В листах Александра Бочкина линогравюра приобрела новую жизнь. На защите дипломной работы это было отмечено всеми экзаменаторами, Александр Бочкин получил высшую оценку.

С 1975 года молодой график становится участником всех художественных выставок, проводимых Союзом художников СССР. В экспозициях выставочных залов линогравюры Бочкина выделяются выразительностью и оригинальностью, узнаются без подписей.

Старый дом. 1976 г.

Подробнее >>

В огороде. Из серии "Моя деревня". 1976 г.

 

Начало осени. 1977 г.

Деревенский мотив. 1979 г.


В 1977 г. А.Бочкин стал членом Союза художников СССР. Ведущей темой его творчества оставалась родная земля и ее люди. К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне были выполнены портреты ветеранов.

Портрет Федора Васильевича Кузнецова. 1985 г.

Подробнее >>

Портрет Сергея Васильевича Громова. 1985 г.

Подробнее >>

Воспоминание. 1985 г.

Подробнее >>

Живя и работая во Владимире, лето художник проводил в деревне Колокольница. Там он вел неторопливую сельскую жизнь – ловил рыбу, в походах за грибами исхаживал километры окрестностей, делал зарисовки деревни и деревенских жителей в их повседневности.

Гравюра. Полдень. Из серии "Трудовые будни села". 1984 г.

Дела сенокосные. 1979 г.

 

У стога. 1984-1985 гг.

На лугу. 1988 г.


Из зарисовок рождались замыслы будущих произведений.

Гравюры выполнял в городе, резал неторопливо, вдумчиво. Он был чрезвычайно требователен к себе и своему искусству, работал так, что каждая его линогравюра становилась художественным событием.

Сельские баньки. Из серии "Осень в деревне".
1984 г.

Субботний день. 1987 г.

 

Обсуждалась буквально каждая работа, особенно если это было что-то новое для художника, как индустриальная серия «Зима на Тракторном».

Подготовка к погрузке. Из серии "Зима на тракторном". 1981 г.

Погрузка на платформы. Из серии "Зима на тракторном". 1981 г.

 

Зимнее движение. Из серии "Зима на тракторном". 1981 г.

Подробнее >>

Город Владимир тоже стал предметом изображения, как в «туристическом» обличье, так и в найденных художником необычных ракурсах.

Успенский собор. 1983 г.

Театральная площадь. 1983 г.

Владимирский мост. 1983 г.

Подробнее >>

Старый Владимир. 1988 г.

Подробнее >>

Умер Александр Бочкин в ноябре 1989 г., в возрасте сорока с небольшим лет. Судьба отвела этому художнику короткую жизнь, но, благодаря таланту и работоспособности, он смог состояться ярко и убедительно, оставив заметный след в искусстве родной земли.

Осенняя пора. 1989 г.