Александр Николаевич Бочкин – владимирский график, вставший в 70-80-е годы ХХ века рядом с крупнейшими владимирскими пейзажистами В.Я. Юкиным, К.Н. Бритовым и В.Г. Кокуриным. Каждая новая его работа, представляемая тогда зрителю, становилась событием: графика звучала как живописное полотно, поражала и обсуждалась, что было удивительно.
Александр Николаевич Бочкин родился 19 февраля 1947 года в городе Собинке Владимирской области. В 1963 году он поступил в Рязанское художественное училище, во время учебы был лучшим на курсе.
В 1968 году Бочкин поступает в Московский Государственный художественный институт им. В. Сурикова на отделение графики, учится у Евгения Кибрика, занимается линогравюрой. Этот выбор был неслучайным – гравюра удивительно точно отвечала всем особенностям натуры художника: творческому темпераменту, склонности к экспрессии, контрастам и лаконизму.
Тему для дипломной работы, состоящей из 6 листов, он нашел на родине. Это была серия черно-белых линогравюр, объединенных общим названием «Земля Владимирская». Каждая композиция построена на ясных и тщательно отобранных формах, на контрастах черного и белого. Музей сумел собрать воедино эти листы так, как отразила фотография с защиты А.Бочкиным диплома, и показал эту легендарную серию на выставке к 75-летию со дня рождения художника.
Линогравюра была очень популярна в советском искусстве в 1960-е годы. На выставках такие произведения звучали широко и громко. В 1970-е наступило ослабление интереса к этой технике. Многие считали, что линогравюра давно достигла своего предела, уста¬рела и годится лишь для обучения начинающих графиков. В листах Александра Бочкина линогравюра приобрела новую жизнь. На защите дипломной работы это было отмечено всеми экзаменаторами, Александр Бочкин получил высшую оценку.
С 1975 года молодой график становится участником всех художественных выставок, проводимых Союзом художников СССР. В экспозициях выставочных залов линогравюры Бочкина выделяются выразительностью и оригинальностью, узнаются без подписей.
Тихая красота и простой быт русской деревни стали главными темами творчества А.Н.Бочкина. Земля предков, земля детства звала его жить и творить в деревне, поэтому в первые же годы работы во Владимире Александр Бочкин покупает дом в маленькой деревне Колокольница, едва насчитывающей 15 дворов. Это место вдохновения, где график копил впечатления, то исхаживая многие километры окрестностей, то сидя с удочкой у воды, делал зарисовки, отдыхал душой. Художник проводил в Колокольнице всё возможное время весной, летом и осенью, а с холодами работал во Владимире, воплощая в линогравюре накопленное. Серии получили названия «Моя деревня», «Сельские будни», «Осень в деревне».
Линогравюра - ведущая техника «сурового стиля» обернулась вдруг в этих произведениях лирической, поэтической стороной. «Старый дом» - это рассказ о жизни, который каждый открывает для себя сам: прочная громадина деревянного сруба с пристроенным крытым двором, небольшие окошечки – когда-то вокруг кипела жизнь. Была, может быть, большая семья, была возделана земля при доме. А сегодня два старичка сидят рядышком, дети и внуки далеко, и только старая кошка бредет по лужайке куда-то от дома…
В 1977 г. А.Бочкин стал членом Союза художников СССР. Ведущей темой его творчества оставалась родная земля и ее люди. К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне были выполнены портреты ветеранов.
К юбилеям Дня Победы художники выполняли портреты участников Великой Отечественной войны. Александр Николаевич Бочкин выбрал для портретирования деревенских жителей, которых не только хорошо знал, но и хотел всегда помочь. Поэтому и здесь мы видим бывших фронтовиков не в праздничной официальной обстановке, а в их буднях.
О Фёдоре Васильевиче Кузнецове теперь трудно даже найти сведения. Точно известно только, что к 40-летию Победы он получил Орден Отечественной войны I степени (за №74 от 6.04.1985 г.). В документах Министерства обороны местом его рождения является деревня Колокольница Собинского района Владимирской области, а родился он в 1921 г. Это всё, что удалось выяснить точно, но какой бы ни была судьба солдата, художник встретил его уже на склоне лет и изобразил дедушкой на завалинке дома, в окне которого за рамой с облупившейся краской видна кошечка, мирно дремлющая на подоконнике. Но нет в душе ветерана спокойствия, он будто говорит что-то зрителю, оторвавшись от курения: в пальцах зажат невидимый окурок, папиросная пачка лежит рядом. Наверное, не случайно мы не видим и ордена, которым наградила бойца страна через много лет после окончания войны, и одет ветеран не празднично, лишь светлый ворот рубашки да полосатые брюки, заправленные в сапоги, могут напоминать о том, что это не рядовой для старика день. Так и сидит он, почти слившись с темной стеной дома, и внимательно смотрит на нас из прошлого, в котором запечатлён Александром Николаевичем Бочкиным.
К юбилеям Дня Победы художники выполняли портреты участников Великой Отечественной войны. Александр Николаевич Бочкин выбрал для портретирования деревенских жителей, которых не только хорошо знал, но и хотел всегда помочь. Поэтому и здесь мы видим бывших фронтовиков не в праздничной официальной обстановке, а в их буднях.
Так и в работе Льва Фомичёва. Много нарядных людей, выступают артисты и ряженые, летят нарядные тройки. Пластина прекрасно передает атмосферу народного гуляния. Её хочется рассматривать в деталях и подробностях, ведь на ней воссоздан удивительный мир праздника, идущего из глубины веков, но сохранившегося и сегодня.
И хотя на лацкане пиджака юбилейный Орден Отечественной войны 1 степени, который Сергей Васильевич получил к юбилею, и на другой стороне груди три ряда планок, но стоит он у раскрытых ворот даже не дома, а двора. Мы видим, что ветеран работал всю жизнь после возвращения с войны и продолжает работать: собрал урожай картошки (вот она на земле и в корзинах), грабли и лопата стоят наготове у створки ворот, а в руках - топор и моток веревки. Да и лицо Сергея Васильевича, будто остановившегося среди работы позировать, не гладкое и безмятежное, а в морщинах тревог и забот о сегодняшнем и завтрашнем дне. Так жили очень многие победители фашизма в российской глубинке, несмотря на свои медали и ордена. Удалось найти сведения о других наградах Громова Сергея Васильевича, 1922 года рождения, место рождения Владимирская область, Собинский район, деревня Колокольница: 9 мая 1945 г. он получил медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а 7 мая 1970 г. – Орден Славы III степени.
Такая сцена знакома всякому, у кого была деревенская бабушка. Старушка, задумавшаяся у стола на фоне окошка избы, примечательна тем, что на груди видна какая-то медаль. Художник не дал имени своей героине, мы не знаем, что за награда у нее – медаль сельскохозяйственной выставки, знак ветерана труда или медаль «Участник трудового фронта», да это и не так важно. Именно эти сельские труженицы кормили страну, на них держалось её хозяйство, в том числе и в военное время.
Скромная женщина в окружении простых вещей: на полке буфета яблоки в миске. На столе самовар с заварником и чашкой. Художник гениально «выписал» светом блестящие бока металлических предметов, стекло банки, стоящей рядом. А в целом это портрет в обстановке родного дома и момент воспоминания о непростых временах в год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Всем труженицам тыла посвящается.
Живя и работая во Владимире, лето художник проводил в деревне Колокольница. Там он вел неторопливую сельскую жизнь – ловил рыбу, в походах за грибами исхаживал километры окрестностей, делал зарисовки деревни и деревенских жителей в их повседневности.
Из зарисовок рождались замыслы будущих произведений.
Гравюры выполнял в городе, резал неторопливо, вдумчиво. Он был чрезвычайно требователен к себе и своему искусству, работал так, что каждая его линогравюра становилась художественным событием.
Обсуждалась буквально каждая работа, особенно если это было что-то новое для художника, как индустриальная серия «Зима на Тракторном».
Три линогравюры серии «Зима на Тракторном» выделяются на фоне других работ А. Бочкина. Выполняя заказ Художественного фонда, график обратился к непривычной ему теме – он должен был показать трудовое напряжение Владимирского тракторного завода. Наверное, художнику нелегко было определиться с сюжетами гравюр. Он выбрал такие, чтобы были видны и сами машины, и вокруг них существовал «воздух», дающий возможность выделить механизмы. Такие сцены происходили во дворе Тракторного завода, да еще зимой, как их зафиксировал художник. На снежном белом фоне двигаются в разные стороны, поднимаются и опускаются машины. В «Погрузке на платформы» «Владимирцы» готовятся покинуть территорию завода: как в коробку, их ставят плотно бок о бок на железнодорожную платформу. Опускающийся трактор похож на зверя, закованного в растянутые цепи. Выбранный художником момент неустойчивости вызывает внутреннее чувство опасности, особенно при изображении под массой металла человека.
Город Владимир тоже стал предметом изображения, как в «туристическом» обличье, так и в найденных художником необычных ракурсах.
Всего примерно около 40 сюжетов составляют ту часть творчества А.Н.Бочкина, которая отдана линогравюре. Большинство работ посвящены главной теме художника – деревенской. И всего несколько сюжетов о городе, в котором жил и работал, успел исполнить график. «Владимирский мост» выделяется не только непривычным выбором ракурса, но и вообще нетрадиционностью выбора вида. Это единственный пейзаж А.Бочкина, который можно назвать индустриальным. Бетонно-стальная конструкция моста обрамляет вид на Успенский собор, древнюю часть города. Сочетание старого и нового - сохранившихся под холмом у берега Клязьмы деревянных домов и современной моторной лодки, рассекающей воду реки, - продолжает контрасты древнего города. Говорят, художник очень жалел о всем старинном, что уходит, уступая место «стеклу и бетону». Может быть, поэтому в фундаментальной арке моста на фоне неба главки собора и колокольни кажутся полупрозрачными, почти призрачными.
Изображённая улочка старой части г.Владимира на склоне холма к Клязьме ведёт к Богородице-Успенской церкви XVII века. Храм сооружен на месте деревянной церкви в 1644-1649 гг. на средства владимирских купцов Денисовых и Сомовых. Еще в XII в. князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 г. В 1754 г. храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии. После революции в 1923 г. Богородицкая церковь была включена в список исторических храмов, принятых на учет, и, таким образом, уцелела. В советское время храм служил хранилищем фондов Владимиро-Суздальского музея. В начале 1990-х гг. храм был передан общине старообрядцев.