Тестовая страница
 

Стронк Г.А. Карельский партизан. 1943 г.

Георгий Адамович Стронк

Георгий Адамович Стронк, карельский художник, как и другие художники, служил во время Великой Отечественной войны своей стране искусством. Армии нужны были плакаты, листовки, газеты, открытки… А ещё армии нужны были глаза очевидца и карандаш и кисть в твердой руке художника, чтобы запечатлеть жизнь на войне и труд защитников Родины.

В 1943 г. Георгию Стронку довелось выполнять задание: запечатлеть будни партизан. Нужно сказать, что карельские партизаны были больше похожи на части регулярной армии: они базировались на не занятой финнами советской территории, снабжались, как и другие части Карельского фронта, в том числе обмундированием. Но когда отряд уходил в рейд в тыл противника, надеяться он мог только на свои силы. Пересеченная местность, множество водоемов, болот, отсутствие населения, у которого можно было бы ждать поддержки – все это делало переходы особенно тяжелыми, а военные операции опасными.

Именно поэтому на рисунках Стронка мы видим партизан в маскхалатах. Почти невидимы на фоне снега они в разведке и засаде. Но почти такими же невидимками они остаются для нас: лиц не разглядеть.

Эти бойцы «фронта за линией фронта», уходя в рейд на фашистскую территорию, несли с собой и оружие, и запас патронов, гранат и взрывчатки, и провизию (в основном консервы и сухари). Передвигались по лесам и пространствам болот скрытно – пешим маршем или на лыжах зимой, согреваясь только ночью. А ведь в Карелии и летом не очень тепло, зато воды в достатке - и под ногами, и с неба. Г.Стронк делает зарисовки зимой 1943 г. По состоянию на начало 1943 года в Карелии действовали 18 партизанских отрядов и 6 диверсионных групп общей численностью 1698 бойцов. Финнам пришлось отвлечь на борьбу с партизанами не только армейские подразделения с линии фронта, но и спецслужбы, полицейские и охранные формирования. Вот как, например, приходилось охранять дороги:

  • с июля 1942 года по железной дороге Алакуртти — Куолоярви движение составов было разрешено только в период с 6 часов утра до 21 часа; установлено пешее патрулирование дороги с целью обнаружения повреждений железнодорожного полотна, следов диверсий и установки мин. Кроме пеших патрулей, для облёта территории в районе железнодорожной линии был выделен один самолёт;
  • по параллельно идущей шоссейной дороге движение автомашин и подвод было разрешено только в период с 6 часов утра до 21 часа, и только в составе охраняемых колонн, движение одиночных машин было запрещено. По обеим сторонам дороги на расстоянии 150—200 метров был вырублен лес (чтобы подходы к дороге были видны); на расстоянии через километр вдоль дороги были установлены контрольные будки с постовыми; установлено пешее патрулирование дороги.

Дезорганизация движения по дорогам, уничтожение складов, техники, линий связи и живой силы врага в его тылу – всё это было задачами партизан, они их выполняли, пока линия фронта не вернулась на старую границу с Финляндией. Один из бойцов партизанской войны в Карелии запечатлён Г.Стронком на портретном рисунке. Имя его неизвестно, две медали на груди не помогают узнать партизана. Но теперь у любого есть возможность встретиться взглядом с этим решительным молодым человеком, а вдруг кто-то узнает своего деда или прадеда?

Стронк Г.А. В засаде. 1943 г.

Стронк Г.А. Партизаны в разведке. 1943 г.

Карельский партизан. Парад 1944 г. в Петрозаводске.
Кадр из фильма «Карельский фронт»
 


Источники:

Партизанское движение в Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны https://ru.wikipedia.org/wiki

 

Поделиться
в Фейсбуке
0
Поделиться
в Твиттер
Поделиться
в ВКонтакте
0
Поделиться
в Одноклассники
0
-->