Тестовая страница
 

Новый человек

Дата

15.09.2022 - 06.11.2022

Место проведения

Просмотров: 72
Владимиро-Суздальский музей-заповедник стал одним из участников нового масштабного федерального проекта. 5 живописных произведений ХVIII века из собрания музея были перевезены в Москву на выставку «Новый человек». Посвящена она юбилею Петра I и проходит в Московском продюсерском центре (Новый Манеж, Георгиевский переулок, 3)

В 2022 году страна отмечает 350-летний юбилей Петра I. В музеях разных городов России проходят яркие мероприятия, приуроченные к этой дате. Одно из них – выставка-инсталляция «Новый человек». Её проводит РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ. 

Выставка рассказывает о том, как изменилась политика и экономика страны в петровскую эпоху, о том, как преобразился сам образ человека. Совместный проект необычен тем, что, объединив уникальные предметы из разных музеев страны и частных собраний, демонстрирует революционный размах и глубину петровских реформ. На выставке можно увидеть более 180 предметов: архивные документы, живопись, предметы мебели, быта, одежда, скульптура, печатные издания, эскизы костюмов. 

Экспонаты в единую совместную выставочную коллекцию представили: Государственный исторический музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей истории Санкт-Петербурга, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Санкт-Петербургский университет, Российский государственный архив. 

Из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника в столице представлены 5 живописных произведений ХVIII века. На портретах запечатлены ближайшие родственники Петра I – мать Наталья Кирилловна, отец Алексей Михайлович, сестра Наталья Алексеевна, дочь Анна Петровна и Мария Федоровна, императрица, вторая супруга Павла I и мать будущих императоров Александра I и Николая I. 

Чем интересны эти работы с точки зрения образа «нового человека» рассказала Ирина Реховских, руководитель музейно-выставочного центра Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «Реформы Петра I имели характер социального взрыва, волна которого достигла всех форм существования общества и государства. Формировалось новое государство, которое немыслимо без новых законов, границ, новой армии и, конечно, нового человека. Средневековье не знало такого отношения к человеческой личности, там были другие задачи и другие проблемы. Средневековый человек – словно без лица».

Новая эпоха развернула взгляд человека, ему стал интересен окружающий мир и люди. Эпоха смотрела на себя как в зеркало, и это обусловило такое мощное развитие портретного искусства. Петр приглашал европейских художников, которые писали портреты, в первую очередь императорской семьи. Эти портреты гравировались и рассылались в разные города и веси – образцы, которым следовала вся Россия.

В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника сохранилось достаточное количество подобных портретных изображений, они поступили в основном из национализированных усадеб в 1920-е годы. Художники – в основном неизвестны, так как продолжая иконописную традицию они не ставили свои подписи. Сегодня мы можем атрибутировать портреты по тому или иному иконографическому типу. Так, портрет царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I – это тип художника Карла Шурманна, портрет императрицы Марии Федоровны – тип Александра Рослина, портрет царевича Алексея Петровича – тип Иоганна Готфрида Таннауэра.

Авторская работа, выданная на выставку – портрет царевны Натальи Алексеевны, кисти Леонтия Миропольского, выпускника Академии художеств, ученика Дмитрия Левицкого.

Все эти портреты несут на себе отпечатки двух эпох – Средневековья и Нового времени, тем они и особенно интересны.

Выставка-инсталляция «Новый человек» проводится в Москве, в Новом манеже. Работать она будет до 11 ноября.



Поделиться
в ВКонтакте
0
Поделиться
в Одноклассники
0

загрузка карты...