Тестовая страница
  1. Главная страница
  2. Выставки
  3. Вечный полдень Дионисия

Вечный полдень Дионисия

Просмотров: 54

Режим работы

вторник с 11:00 до 16:00
среда с 10:00 до 16:00
четверг, пятница, воскресенье – с 09:00 до 16:00
суббота – с 09:00 до 17:00
понедельник – выходной

Фрески храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой – вершина искусства XV века, «золотого века русской иконописи». По художественной ценности грандиозную работу Дионисия – три сотни сюжетов, более семисот квадратных метров росписи – можно сопоставить с двумя его современниками – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Более того, фрески великого колориста и великого богослова дошли до нас в потрясающей сохранности. Они никогда не «поновлялись». Те, кому довелось увидеть их воочию, навсегда сохраняют в сердце ощущение присутствия иного мира. Но как нам рассмотреть их «глаза в глаза»? Как за полтора десятка минут музейного доступа всмотреться в непередаваемую гармонию цвета и света? Ведь многие из них расположены на большой высоте и далеко не идеально освещены. В начале XXI столетия нашему современнику, фотохудожнику Юрию Холдину удалось вдумчиво и внимательно всмотреться во все нюансы. Теперь мы можем не просто приблизиться к образам великого иконописца, но ощутить присутствие нетварного света в сложном архитектурном пространстве древнерусского храма благодаря уникальному проекту «Свет фресок Дионисия – миру».

В чем же тайна? Почему фотографии фресок разговаривают прямо с нашим сердцем? Как происходит эта встреча?

Для Юрия Холдина – это двенадцать лет кропотливейшей исследовательской работы, более пятисот фотографий, особый, новаторский метод съёмки, создание издательства со своей системой допечатной подготовки – ради идеи показать подлинного Дионисия. Палитра Дионисия высветленная, малоконтрастная, светоносная. Обнаружением природы Нетварного Света переполнены образы Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. У Дионисия, воспринявшего рублёвскую традицию, цвета становятся прозрачными, фигуры парящими, невесомыми; высветляя палитру, он исключает из неё в ферапонтовской стенописи чёрный цвет как светонепроницаемый. Цель – передача Божественного Света.

Юрий Холдин через пятьсот лет также размышляет о свете, ведь фотография в переводе с древнегреческого – «пишу светом», и приходит к убеждению, что традиционные «ночные» методы съёмок, в отношении которых возник противоречивый термин – «фотофиксация», просто убивают фреску, делая её сухой и жёсткой. Уловить особое состояние светоносности фресок возможно ближе к окончанию Литургии, в полдень. И он первым начинает работать при переменчивом дневном свете. Он находит, как обойти законы физики, определив для восприятия гармонии дионисиевского цвета наиболее точный камертон освещённости. Он не только нашёл, условно говоря, «правильный» спектр света для восприятия Дионисия, но и понял как показать фактуру оригинала, моделируя светом объём и пространственную глубину стенописи, включая в композиции утраты как образ долгой и сложной полутысячелетней жизни этого памятника.

Но при печати работ, как правило, теряется качество съёмки, поэтому Холдин постоянно ради качественного результата контролировал весь технологический процесс. При создании образа священного пространства не может быть мелочей. Потому и от печатников он добивался не только попадания без минимальных погрешностей в цвет, по многу раз сверяя оттиски со своими цветопробами, но и мягкости изображения, чтобы образ мы видели сквозь свет и воздух – из которых соткано существо фрески и которым они дышат в стенах древнерусского собора.

Уникальный проект, не имеющий аналогов в мировой фотографии, начал свою выставочную жизнь в 2006 году в стенах Третьяковской галереи. Сегодня за его плечами десятки музеев и выставочных залов в городах России и Европы. Но в своём отечестве он особенно востребован и всегда ожидаем. Как встреча двух художников, двух искусств, впервые так благополучно и непротиворечиво соединившихся. «Это действительно картины в картинах, ценнейший предмет для созерцания и изучения» – отмечают благодарные художники, говоря, что только теперь стало понятно, как раньше не хватало им такого взгляда на живопись – «в частности на живопись «духовную», существующую неотрывно от стен великих храмов, монастырей». А, по мнению доктора искусствоведения, профессора ВГИКа В.П.Михалёва, существование этой выставки доказывает, что «фотография – большое искусство, если она может находиться на таком колоссальном уровне».




Поделиться
в Фейсбуке
0
Поделиться
в Твиттер
Поделиться
в ВКонтакте
0
Поделиться
в Одноклассники
0

загрузка карты...