Тестовая страница
 
  1. Главная страница
  2. Выставки
  3. Архив выставок
  4. Первая позиция. Русский балет

Первая позиция. Русский балет

Дата

22.02.2023 - 21.05.2023

Место проведения

Просмотров: 832

Режим работы

Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 1

Пн-пт 12:00–21:00
Сб, вс 11:00–21:00

Стоимость билетов

Граждане России и Республики Беларусь, иностранные граждане — 400 р.
Пенсионеры России — 100 р.
Студенты, учащиеся средне-специальных учебных заведений (от 16 лет) — 150 р.
Посетители с инвалидностью, льготный — 0 р.

Старинная икона из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника стала одним из экспонатов выставки в Санкт-Петербурге. Проект «Первая позиция. Русский балет» начал действовать в Центральном выставочном зале «Манеж» на Исаакиевской площади. Он рассказывает о развитии балетного танца в России. В сложном многоуровневом пространстве экспозиции показана эволюция балета через историю страны, через призму культурных, политических и научных событий

Среди почти тысячи предметов выставки — артефакты, относящиеся к балету, например, пачка Галины Улановой для партии «Умирающий лебедь» и пуанты Матильды Кшесинской, личные вещи Агриппины Вагановой и Александра Бенуа, а также художественные образы, эмоционально сближающие зрителя с миром балетного искусства: полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, афиши «Русских сезонов», уникальные архивные видеозаписи и фотографии.

Образ середины — третьей четверти XVI в. «Благовещение», предоставленный по просьбе организаторов выставки Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, также содержит изображение лебедя — птицы, давно ставшей символом русского балета. Точнее, там даже три лебедя, приближающиеся к источнику в виде фонтана. И это довольно редкая деталь для иконы.

Центральное же место священного лика занимает Дева Мария с красной пряжей в руках, оборачивающаяся к архангелу Гавриилу. Композиция иконы принадлежит к иконографическому варианту, распространенному в византийском искусстве и известному на Руси уже во второй четверти XIV века. Особую популярность приобрела эта схема в иконописи XVI столетия.

Происхождение мотива с лебедями, вероятно, связано с другими сюжетами богородичного цикла — Благовестием Анне, молящейся в саду, у источника, окруженного птицами и их птенцами, на которых указывает жалующаяся на свое неплодие Анна, и Рождеством Богоматери.

В русской живописи XVI-XVII веков изображение источника и пьющих из него птиц чаще всего встречается именно в сценах Рождества, символизируя ответ Господа на моление Анны и рождение Богородицы — «нового рая и живоносного источника» (при этом птицы символизируют души людей, прибегающих к заступничеству Богородицы). Очевидно, включение этого мотива в сцену Благовещения должно было акцентировать значение события как начала спасения человеческого рода, которому послужила Богоматерь и ее Рождество.

Образ происходит из Покровского монастыря в Суздале. Икона находится в постоянной экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Древнерусская живопись». Произведение было неоднократно востребовано на внутримузейных, внешних и международных выставках.

Например, оно экспонировалось на выставках «Ростово-суздальская школа живописи» в Государственной Третьяковской галерее (1966-1967), «Древнерусское искусство из музеев СССР» в Индии (1987), «Искусство и быт земли Владимирской» в Швеции (1990), «Искусство земли Владимирской. Проект "Золотая карта России"» в Государственной Третьяковской галерее (2002-2003), «Сокровища Владимиро-Суздальской земли» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (2004-2005).



Поделиться
в ВКонтакте
0
Поделиться
в Одноклассники
0

загрузка карты...