Манерные доски набойщика Власова
Дата18.06.2024 - 25.08.2024
|
Место проведения |
Просмотров: 382
Режим работы
Выходной день – понедельник
Санитарный день – второй вторник месяца
Стоимость билетов
Согласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в селе Михайлова Сторона Городищевской волости Суздальского уезда в конце XIX – начале XX века проживало более десяти семей Власовых. Последним владельцем набойных досок, представленных в экспозиции, был, вероятнее всего, Василий Иванович Власов (1896 г.р.).
Тимофей Власов трудился в собственном «красильном заведении» не в одиночку. Ему помогал сын Василий Тимофеевич, 28 лет, – «красильщик при отце», а также «красильщик-мастер» Иван Антипьевич Григорьев, 30 лет, живший у хозяина. При необходимости и другие жители села Михайлова Сторона работали в красильне Власова по найму.
Льняные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, порты, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды и для различных предметов обихода (скатерти, занавески, матрасники). Часто они были декорированы в технике ручной «кубовой набойки», широко практиковавшейся с конца XVIII – до начала XX века. В основе лежат два процесса: набойка и кубовое крашение индиго. С помощью доски-«манеры» на полотно ткани наносился специальный, сложный по своему химическому составу резерв – «вапа», в который входили вещества, препятствующие осаждению краски на волокно. Таким образом, на всех тех местах, где был напечатан узор, ткань оставалась незакрашенной. Если же в состав вапы входили вещества, способные после той или другой обработки давать окрашивание того или другого цвета, то на ткани получится цветной узор.
Ткань для вапного крашения бралась хорошо отбеленная. После набивки она дня два висела на сушилах, чтобы вапа высохла, и затем уже окрашивалась в кубе. После окрашивания до желаемой густоты цвета ткань пропускали через слабую серную кислоту и затем мыли в воде, причём вапа сходила и получался белый узор по синему фону.
Доски для набивки рисунка называли «манеры» или «манерные доски». Обычно их изготавливали из твёрдого дерева: грушевого, орехового, березы, клёна. Набойные доски с мелкоузорным орнаментом из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника были созданы в XIX веке по классической технологии: каждая доска склеена из трёх разнонаправленных слоёв древесины. Все доски-манеры имеют небольшой размер и прямоугольную форму. По бокам каждой вырублены два углубления для пальцев набойщика. Рисунок мелкий, составлен из медных пластинок и гвоздиков, вбитых в доску. Полое пространство внутри форм на некоторых досках заполнено войлоком, для увеличения площади покрытия. Манеры берегли, передавали из поколения в поколение (красильно-набивной промысел был наследственным).
Представленные на выставке доски можно разделить на две группы: При помощи одних на льняное домотканое полотно – «холст» – наносился мелкий узор, и получалась достаточно грубая синяя ткань с мелким белым узором. Другие же доски – где полое пространством внутри цветочных форм заполнено войлоком, – использовались для печати «кубовых ситцев» на хорошо отбеленной хлопчатобумажной ткани. Окрашенная в синий кубовый цвет ткань часто подвергалась расцветке в несколько колеров, и тогда получались ситцы с синим кубовым грунтом, которые пользовался огромной популярностью, особенно среди сельского населения.
Тимофей Власов трудился в собственном «красильном заведении» не в одиночку. Ему помогал сын Василий Тимофеевич, 28 лет, – «красильщик при отце», а также «красильщик-мастер» Иван Антипьевич Григорьев, 30 лет, живший у хозяина. При необходимости и другие жители села Михайлова Сторона работали в красильне Власова по найму.
Льняные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, порты, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, фартуки, платки) одежды и для различных предметов обихода (скатерти, занавески, матрасники). Часто они были декорированы в технике ручной «кубовой набойки», широко практиковавшейся с конца XVIII – до начала XX века. В основе лежат два процесса: набойка и кубовое крашение индиго. С помощью доски-«манеры» на полотно ткани наносился специальный, сложный по своему химическому составу резерв – «вапа», в который входили вещества, препятствующие осаждению краски на волокно. Таким образом, на всех тех местах, где был напечатан узор, ткань оставалась незакрашенной. Если же в состав вапы входили вещества, способные после той или другой обработки давать окрашивание того или другого цвета, то на ткани получится цветной узор.
Ткань для вапного крашения бралась хорошо отбеленная. После набивки она дня два висела на сушилах, чтобы вапа высохла, и затем уже окрашивалась в кубе. После окрашивания до желаемой густоты цвета ткань пропускали через слабую серную кислоту и затем мыли в воде, причём вапа сходила и получался белый узор по синему фону.
Доски для набивки рисунка называли «манеры» или «манерные доски». Обычно их изготавливали из твёрдого дерева: грушевого, орехового, березы, клёна. Набойные доски с мелкоузорным орнаментом из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника были созданы в XIX веке по классической технологии: каждая доска склеена из трёх разнонаправленных слоёв древесины. Все доски-манеры имеют небольшой размер и прямоугольную форму. По бокам каждой вырублены два углубления для пальцев набойщика. Рисунок мелкий, составлен из медных пластинок и гвоздиков, вбитых в доску. Полое пространство внутри форм на некоторых досках заполнено войлоком, для увеличения площади покрытия. Манеры берегли, передавали из поколения в поколение (красильно-набивной промысел был наследственным).
Представленные на выставке доски можно разделить на две группы: При помощи одних на льняное домотканое полотно – «холст» – наносился мелкий узор, и получалась достаточно грубая синяя ткань с мелким белым узором. Другие же доски – где полое пространством внутри цветочных форм заполнено войлоком, – использовались для печати «кубовых ситцев» на хорошо отбеленной хлопчатобумажной ткани. Окрашенная в синий кубовый цвет ткань часто подвергалась расцветке в несколько колеров, и тогда получались ситцы с синим кубовым грунтом, которые пользовался огромной популярностью, особенно среди сельского населения.
загрузка карты...