Тестовая страница
 
  1. Главная страница
  2. Культурные мероприятия
  3. Праздник
  4. «Народные праздники по-суздальски» в сентябре

«Народные праздники по-суздальски» в сентябре

09.09.2022 | 10.09.2022 | 15.09.2022 | 16.09.2022 | 17.09.2022 | 22.09.2022 | 23.09.2022 | 24.09.2022 | 29.09.2022 | 30.09.2022
13.00, 14.00, 15.00, 16.00

«Осень, осень! В гости просим!» — встречаем вместе золотую осень в Музее деревянного зодчества. В самом сердце Суздаля проводятся развлекательные интерактивные фольклорные программы, которые совпадают с календарем народных праздников.

В нашем русском селе Владимирской губернии добрая Хозяюшка гостям рассказывает про прежнее житье-бытье. А три девицы-красавицы кружат путешественников в праздничных хороводах и разные веселые затеи устраивают.

Программы в сентябре:

9 сентября «Анфиса Рябинница»

В этот день наши предки старались как можно больше сорвать гроздей рябины, чтобы подвесить ее на специальные жерди под крышей. Согласно народному поверью, это способствовало привлечению удачи и благополучия.

На Руси к рябине относились с большим уважением. В давние времена невестам на голову надевали венок из рябины. Считалось, что если он в момент обряда бракосочетания порвется, то свадьба происходит не по любви. Если же венок на протяжении долгого времени остается свежим, это означает, что молодая пара искренне друг друга любит.

10 сентября «Анна и Савва скирдники»

Анна и Савва названы народом скирдниками, потому что в это время крестьяне вывозили с полей последний сжатый хлеб и убирали его в скирды (плотно сложенное сено), складывали в клади и одонья. Крестьяне «славили урожай». Земледельцы обращались за помощью к преподобному Савве: «Пскович Савва скирды справит, на ум наставит». С этого периода начинались зазывные ярмарки. В лес 10 сентября старались не ходить, потому что существует большая вероятность заблудиться.

15 сентября «Мамонтий-овчарник»

Мамонтий считался покровителем коз и овец. Поэтому в народе день его памяти назвали Мамонтий-овчарник. Крестьяне 15 сентября наводили порядок во дворе и в сараях, где находятся овцы и козы: окуривали вереском, утепляли мхом. Молились святому Мамонтию за домашнюю скотину. Верили, что это поможет избежать падежа и обеспечит животным хорошую плодовитость, а на пастбище овец и коз оправляли только днем.

16 сентября «Домна Доброродная»

В этот день было принято наводить порядок в доме, в сарае и в амбаре. Считалось, что это поможет приобрести благополучие на осень. Хозяйки жгли изношенные и ненужные вещи: «Что уже не впрок стало – Домна вместе с картофельной ботвой на грядке сжигала».

У наших предков старые вещи ассоциировались с наступившей осенью, со старением года, увяданием природы, увеличением темного времени суток и надвигающимися холодами. Старинные порядки, традиционные обряды и старые вещи – все это связывалось со «своим» и воплощало идею надежности. В крестьянском быту высоко ценились старинные вещи и старые родительские дома.

17 сентября «Неопалимая Купина»

«Неопалимой Купине» народное сознание приписывало роль распорядительницы стихии огня. Её считали охранительницей от молний и пожаров. У святого образа крестьяне молились о защите жилища и скота от всякого огня, а если случался пожар, то икону носили вокруг горящих строений. В народе верили, что «матушка Неопалимая Купина» не только защищает от огня, но, как и пророк Илия, может наслать гром и молнии, камни и огонь с неба. Оттого и прозвали её «Громницей».

22 сентября «Поднесеньев день»

В этот день чествовали солнце и просили его «накопить сил и прогнать подступающую к воротам темень». В былые времена новобрачные угощали 22 сентября свою родню. Поэтому ещё называли эту дату «Поднесеньев день». К молодоженам сходились все знакомые и родственники «молодых навестить, поглядеть на их житие-бытие, уму-разуму научить».

Молодая хозяйка угощала всех родственников пирогами, чтобы обеспечить крепкое здоровье и благополучие, как молодой семье, так и их близким. А после сытного обеда женщина демонстрировала гостям всё своё хозяйство. Её супруг гостей водил на двор, показывал им в сараях зимнюю и летнюю упряжь, в амбарах жито. По обычаю, гости должны были хвалить хозяев и давать им дельные советы.

23 сентября «Пётр и Павел – рябинники»

В былые времена отмечали именины рябины — по народным поверьям она могла защитить от плохого. Поэтому окна на зиму украшали рябиновыми гроздями, а ягоды, принесенные с мороза, помогали избавиться от головной боли. К этому дню приурочен сбор рябины. Обычно в эту пору, когда первые утренние заморозки уже прошли, ягоды становятся сладкими. Их срывали и кистями вешали под крышу. Считалось, что это принесет счастье на ближайший год. Однако срывали не всю рябину, часть оставляли на кусте – снегирям, дроздам и другой птице.

24 сентября «Федорины вечёрки»

В северных регионах в это время бывает уже достаточно холодно, поэтому в народе говорили: «Федорины вечёрки – третья встреча осени». В южных же регионах подмечали: «На Федору лето кончается, а осень намечается». Однако бабье лето не всегда дотягивало до этого дня. Иногда и до его прихода уже стояла холодная и промозглая погода.

Урожай зерновых к этой дате был собран, крестьяне теперь были озабочены состоянием озими. Святую Федору считали покровительницей озимых хлебов, потому в день её памяти ходили смотреть озимые восходы.

29 сентября «Людмилин день»

29 сентября продолжали стричь овец, а из шерсти изготавливали валенки. Женщины собирались вместе, устраивали «капустные вечеринки», во время которых делали заготовки капусты на зиму.

Капусту квасили и солили с яблоком, морковью, брусникой и клюквой.

Перелетные птицы продолжали отправляться на юг. Детвора шла в лес и наблюдала за ними. Порой детям удавалось поймать какую-нибудь птичку. Тогда её не отпускали, а несли в дом, где оставляли до весны. Нежное пение птахи скрашивало крестьянам жизнь долгими зимними вечерами.

30 сентября «Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья»

На Руси день памяти Веры, Надежды, Любови и Софии называли всесветными бабьими именинами. Женщинам 30 сентября разрешалось не работать, мужчины поздравляли их с праздником, дарили цветы и лакомства. Женщин и девочек, которых звали Верой, Надеждой, Любовью и Софьей, было принято чествовать и угощать пирогами. Именины обычно праздновали три дня в честь Женских Добродетелей и Материнской Мудрости.

В селах 30 сентября устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась, чтобы себя показать и на других посмотреть. Влюбленные девушки причитали, чтобы ответному чувству любимого «не было ни конца, ни края», чтобы «любовь в воде не тонула и в огне не горела». Верили, что так оно и будет.

Этим красивым осенним праздником и завершится сезон «Народных праздников по-суздальски» в Музее деревянного зодчества.