Всероссийский День Трезвости
Психиатр И. А. Сикорский писал: «Раньше было пьянство,
а с XIX века начался алкоголизм с его
неизбежными последствиями...
Алкоголизация вызывает общее расстройство
здоровья с преимущественным поражением высших
сторон, а именно: чувства, воли,
нравственности, работоспособности».
«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» – это классическое заключение сказок знают все. Медовым напиткам от 5 до 16 градусов несколько тысячелетий. А вот крепкий алкоголь появился на Руси не раньше конца XIV и не позднее XVI века. История его производства и продажи чем-то напоминает спираль: одни и те же государственные решения регулярно повторялись на протяжении нескольких столетий. При Иване III право производства хлебного вина стало казенной монополией. Иван Грозный, внук Ивана III, завёл на Москве кабак – именно кабак, так и называлось это заведение, – для опричников. В оном кабаке верные слуги царёвы могли напиваться до порося… как следует, потому что остальным Грозный в Москве водку пить запретил. Чем руководствовался Иван Васильевич, неизвестно, – то ли подчёркивал элитность своих кромешников, то ли заботился о трезвости народной, то ли… Впрочем, гадать о мотивах Грозного можно долго, тем более что И.Г. Прыжов и В. Похлёбкин называют 1555 год как время основания кабака для опричников, но опричнину на самом деле царь завёл… в 1565 году.
Трутовский К.А. У кабака. 1860-е гг. Из собрания Государственного Русского музея
Как бы то ни было, первое казённое – государственное – заведение для пития поставили в Москве примерно в середине XVI века, а вслед за ним возникла целая система система казённых – «царёвых» – кабаков, на смену частным корчмам. С конца XVI века появились винные откупы: откупщикам периодически передавалось (с XVIII века на публичных торгах) право розничной продажи спиртных напитков в кабаках в определённой местности по установленной государством цене. То есть откупщики платили в казну заранее оговоренную денежную сумму и получали прибыль за счет потребителя. За право выделки хлебного вина для своих нужд частные лица платили пошлину – так называемую «явку». Кроме государства право сбора «явки» было и у монастырей в рамках их владений.
В 1649 году, по Уложению царя Алексея Михайловича, государство получило исключительное право и выделки, и продажи крепких спиртных напитков. Оно могло реализовываться через государственных агентов или уступаться частным лицам за плату. Так что водка откупщикам продавалась централизованно под контролем казны.
Бурмистров В.И. Шкатулка. Илья Муромец у князя Владимира. 1949 г. Из собрания ГВСМЗ
В 1765 году Екатерина Вторая издала новый Устав о винокурении. По этому Уставу производство крепких спиртных напитков стало дворянской привилегией, которым они могли заниматься только по заказам казны и откупщиков. В особых случаях напитки можно было производить для собственных нужд. В это время откупная система стала преобладать, и уже к концу XVIII века осталась единственной формой винной регалии.
По манифесту 1817 года торговля вином полностью перешла в руки казны, и сначала это увеличило питейный доход государства, но вскоре из-за злоупотреблений он стал уменьшаться. В 1827 году правительство восстановило откупную систему, и теперь откупщики получили право самим заготавливать и продавать вино.
К концу 1850-х годов по России значилось 147 объявленных откупов. Ежегодный доход откупщиков на тот момент превышал 220 миллионов рублей (есть и другие варианты этой суммы, более значительные)… Откупная система просуществовала до 1863 года, когда от неё всё же пришлось избавиться.
Печать Владимирского откупа № 41. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ
Частенько считается, что народ в России пил и пьёт чуть ли не больше всех в мире, хотя непьющих народов, в принципе, не существует. Например, в Китае ещё во втором тысячелетии до нашей эры пытались регулировать употребление алкоголя (а просто так ничего законодательно не регулируется), а Европа вплоть до XIX века, в общем-то, пила крайне активно – потому что при общей антисанитарии употреблять алкоголь было безопаснее, чем воду. Впрочем, это не мешало иностранцам считать самой пьющей Московию, о чём они регулярно и писали. Например, у Адама Олеария: «нигде нет такого пьянства, как в Московии», «женщины так же напиваются, как и мужчины». Жан Струис, побывавший на Руси в 1668 году, вообще уверял, что пьют даже дети… Однако на самом деле не всё так однозначно. Пьянство у нас не осуждалось, это правда. Хватает поговорок вроде «Пьян да умён – два угодья в нём» или «Не пить – так на свете не жить!» Но наряду с ними бытуют и такие высказывания как «Дали вина, так стал без ума» или «Кто чарки допивает, тот веку не доживает». Существует мнение, что русский народ очень активно пил в праздники – но не в будни. Разумеется, находились те, кто готов был не просыхать круглый год, но нормой это не было. А алкоголь в праздник (на пиру) выполнял когда-то не только веселящие, но и ритуальные функции. Питие за здравие, допивание до дна – всё это имело особый смысл. Отголоски встречаются даже в былинах. Помните, как Илья Муромец обиделся на князя Владимира и пошёл пить по кабакам? Когда закончились деньги, он начал сшибать из лука кресты и маковки золочёные с церквей, чтобы было на что продолжить пить. Но придя в себя, Илья Муромец снова отправляется защищать и землю русскую… и князя, куда ж деваться. Есть и более «вопиющие» примеры. Так, Васька Буслаев из новгородского фольклора хулиганил и бражничал круглые сутки... Увы, пьянство и удальство в русской традиции связаны очень тесно. И хотя мнения о степени пьянства в России очень разнятся, оно достаточно часто становилось серьёзной проблемой. Одно дело – как следует отпраздновать, другое – снести в кабак всё, вплоть до последнего зипуна, а это было вполне возможно в те времена, когда водку наливали под залог имущества.
Крестьянка с ребенком, поднимающая пьяного мужа. Скульптура. 1880–1890 гг. Из собрания ГВСМЗ
Попытки сократить потребление алкоголя и взять его производство и распространение под чёткий контроль предпринимались с XVI века. Но при государстве, производившем львиную долю алкоголя и на этом получающем огромную прибыль, такие попытки были не слишком успешны. Найти золотую середину, к сожалению, не удавалось.
Первые общества трезвости появились из-за того, что – парадокс – не получалось как следует пить: в середине 50-х годов XIX века откупщики сильно повысили цены на алкоголь, более того, отказывались продавать простое вино. Вот тут и пошли массовые протесты, получившие название «Трезвенного движения». Главными его участниками были государственные крестьяне. К ним присоединились помещичьи и удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и др. Началось «Трезвенное движение» с возникновения в августе 1858 года в Виленской и Ковенской губернских обществ трезвости, которые к лету 1859 года распространились на 32 губернии России, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские. Крестьяне на сходках принимали решения не употреблять вина, а нарушителей подвергали денежным штрафам и телесным наказаниям. В мае 1859 года крестьяне перешли к массовому разгрому питейных заведений. Волнения охватили 15 губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России. «Трезвенное движение» было усмирено войсками. 780 «зачинщиков» были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь. Министр финансов А.М. Княжевич издал следующее распоряжение: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». А в письме обер-прокурору Святейшего Синода он писал: «Совершенное запрещение горячего вина [водки] посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание».
В 1863 году откупы были заменены акцизами. Надо сказать, откупная система действовала в России широко, но не на всей территории: в Крыму, в царстве Польском, Закавказье, Туркестане, Прибалтике существовали свои варианты «работы» с алкоголем. Но акцизы были введены – поэтапно – во всей империи, хотя и заняло это больше десяти лет.
Неизвестный художник. Гравюра. Демон пьянства. Пить до дна – не видать добра. 1881 г. Из собрания ГВСМЗ
Для великорусских губерний замена откупов акцизом привело к снижению цен на спиртное. Зато увеличилось количество питейных заведений. Так, во Владимирской губернии при откупах в 1862 году было «1113 питейных заведений разных наименований», а уже в 1863 году на основании нового положения об акцизном сборе – 3918 заведений.
Изначально введение акцизной системы преследовало целый ряд целей: это и соблюдение государственных финансовых интересов, и ужесточение контроля за производством алкоголя, и улучшение его качества, и ограничение народной любви к горячительному более-менее цивилизованными рамками. Последнее не получилось точно: обилие злачных мест только способствовало распространению пьянства, а там подняли голову старые традиции пития в долг, под залог имущества и так далее…
Введение с 1893 года новой реформы – винной монополии – преследовало, в общем-то, те же цели. Продажу алкоголя осуществляли казённые винные лавки, а также частные заведения (с особой лицензией), приобретавшие «пития» из мест казённой торговли. Напитки, произведённые частниками, были дороже казённых. Винокурение по-прежнему осуществлялось на частных предприятиях, а дальше продукт сдавался на казённые ректификационные заводы, где доводился до стандарта. Кстати, интересный момент: пиво и виноградное вино были льготными напитками, грамм спирта в пиве стоил примерно в два раза дешевле, чем в водке. А российские вина вообще не были освобождены от акциза. Впрочем… водка всё равно была дешевле.
Перов В.Г. Последний кабак у заставы. 1868 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Винная монополия должна была увеличить государственные доходы, повысить качество спиртных напитков и привести к улучшению «народной нравственности» (продажа алкогольной продукции за вещи и под залог запрещена, количество мест её сбыта и время их работы ограничены). Для нравственности же Министерством финансов создавались попечительства о народной трезвости. Они подчинялись Особому отделу по попечительствам о народной трезвости в составе Главного управления неокладных сборов и казённой продажи питей Министерства финансов. Попечительства должны были контролировать соблюдение правил торговли алкоголем, распространять информацию о вреде пьянства, способствовать организации здорового досуга и лечению страдающих запоем, содействовать деятельности обществ трезвости и других подобных организаций. С 1894 года в России стали издаваться трезвеннические журналы: в Санкт-Петербурге «Вестник трезвости», в Казани – «Деятель», «Народная трезвость» – приложение к журналу «Наше хозяйство».
Вообще, легальные, в отличие от бунтарского «Трезвенного движения» общества трезвости возникали в России с 1858 года (особенно активно со 2-й половины 1880-х годов). Так, в конце 1858 года в «Русском вестнике» был опубликован устав общества трезвости «Воздержанность», созданного в Ковенской губернии. В 1874 году устав таких обществ был утверждён официально – министерством внутренних дел. А с 1875 по 1893 год было утверждено 60 вновь образованных обществ трезвости. К концу 1899 года в России было зарегистрировано 15 городских обществ трезвости, 140 церковно-приходских в сельской местности и около 10 фабричных и заводских. Кроме того, действовали и национальные — 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских обществ.
Серьёзно способствовали открытию обществ трезвости церковные власти и священники – при церквях и приходах. Все церковно-приходские общества трезвости подчинялись местному духовному начальству. Следует отметить, что церковно-приходские общества трезвости и в конце XIX века, и позднее были самыми многочисленными.
По своему характеру общества были двух типов — общества борьбы с пьянством, которые не требовали от своих членов полного воздержания от потребления спиртных напитков, и общества трезвости, для членов которых полное воздержание было обязательным. Светские общества создавались, как правило, в городах и объединяли представителей интеллигенции, служащих, рабочих.
Жетон члена Попечительства о народной трезвости. Конец XIX в. Из собрания ГВСМЗ
Основными целями обществ трезвости были «борьба с пьянством, сближение трезвенников», «содействие народному образованию, поднятие нравственности, распространение полезных знаний, уничтожение пьянства и азартных игр» (из устава общества трезвости села Бурсакин Ярославской губернии).
Знак члена Попечительства о народной трезвости. Конец XIX – начало XX в. Из собрания ГВСМЗ
«Крестьяне 2-го мирового участка Захаровской волости, Меленковского уезда, двух деревень — Пошатовой и Анфимовой — составили приговор о прекращении чрезмерного употребления крепких напитков, обязываясь не распивать их вовсе в питейных домах. Пошатовское сельское общество первое поняло весь вред от поголовного пьянства, и приняло меры к его уменьшению. Нельзя не пожелать, чтобы этот благотворный пример вызвал в среде крестьянских обществ подражателей, по примеру Калужской губернии и в особенности Пензенской, в коей составлено уже более 600 приговоров об уменьшении кабаков и других мест продажи вина, и водок, и вообще против неумеренного употребления их в настоящее время» (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть № 16 (15 августа 1873 года).
Открытка черно-белая. Народный дом, г. Владимир. 1907–1917 гг. Из собрания ГВСМЗ
Попечительство о народной трезвости открылось во Владимирской губернии в 1900 году. Оно состояло из Губернского, 13 уездных и одного городского Комитета и одного Отдела. Деятельность попечительства о народной трезвости была в первую очередь направлена на предоставление населению Владимирской губернии «проводить свое свободное время в учреждениях, где бы не было соблазна тратить лишнюю копейку на спиртные напитки». В этих целях повсюду открывались чайные и столовые, которые помимо «дешевого и здорового напитка и кушанья, могли дать населению и некоторые развлечения (в чайных выписывались некоторые издания, завозились музыкальные инструменты)». Также открывались библиотеки, воскресные классы и книжные склады, устраивали народные чтения, гуляния и танцевальные вечера. Эта политика давала реальный результат, о чем говорят цифры статистики. «Всего в учреждениях попечительства воспользовалось услугами и посетило народные чтения и театрализованные представления в 1906 году больше 1879206 человек».
Открытка цветная. Народный дом, г. Владимир. 1907–1917 гг. Из собрания ГВСМЗ
16-го августа 1901 года Попечительством о народной трезвости была открыта чайная и столовая с библиотекой-читальней во Владимире. Находилась в наемном помещении с платой по 450 рублей в год – это сейчас дом номер пять по улице Гагарина. Вполне возможно, что там, где мы сейчас покупаем булочки и котлеты в обеденный перерыв, когда-то трезвенники начала века… тоже покупали булочки. Контингент посетителей тогда состоял из крестьян, торговцев, мастеровых и отчасти мелких служащих в различных учреждениях. Чай с двумя кусками сахара стоил пять копеек. Кроме чая имелись в продаже белый и черный хлеб, баранки, калачи, квасы и фруктовые воды. В здании театра проводились публичные чтения и ставились спектакли. Однако требовалось постоянное место для мероприятий, собственное, не арендованное, и в конце концов Владимирская Городская Дума в одном из заседаний своих постановила передать безвозмездно Уездному Комитету здание городского театра со всем находящимся в нем имуществом и уступить занятый этим зданием участок земли для устройства народного дома. 22 января 1903 года Владимирский губернский комитет Попечительства о народной трезвости обратился в Министерство финансов с просьбой о выделении средств на постройку во Владимире «народной аудитории» с театром, читальней, столовой, проект здания принадлежал архитектору Я.Г. Ревякину. 23 июля 1904 года, произошла закладка здания Народного дома. 16 января 1905 года в 1 час дня состоялось торжественное освящение нового здания.
Афиша театральная денного общедоступного спектакля по случаю чествования памяти Н.В.Гоголя «Ревизор» при участии труппы драматических артистов под управлением В.Ф.Бурлакова в городском театре г.Владимира в четверг 21-го февраля 1902 г. (дается Уездным Комитетом Попечительства о народной трезвости). Из собрания ГВСМЗ
«Посетителями народного дома были малодостаточные люди почти всех сословий, живущие в г. Владимире, и главным образом приезжие из окрестных сел крестьяне, а также священно-церковно-служители и учителя. Немало также было посетителей и из учащейся молодежи. Некоторые из посетителей чайной-столовой, как например, служащие различных учреждений, вольноопределяющиеся, нижние чины, мастеровые и рабочие столовались помесячно». При Народном доме существовал кружок любителей драматического и музыкально-вокального искусства. Игрались любительские и профессиональные спектакли. Проводились сеансы кино, ёлки для детей, просветительские лекции. В общем, можно сказать, что вести трезвый образ жизни было очень и очень интересно: и хлеба, и зрелищ для адептов трезвости было предостаточно.
Народный дом закрылся с началом Первой мировой войны… но, разумеется, борьба с пьянством за трезвость на этом не прекратилась. Правда, это уже совсем другая история.
Источники:
1. Истина в вине? Журнал «Фома», 1 января 2008 г.
2. Артемьева Л.В. Этапы и механизм введения в России акцизной системы на алкоголь во второй половине XIX века // Транспортное дело России. 2011
3. Большая российская энциклопедия
4. Большая советская энциклопедия
5. Быкова А.Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX – начале ХХ вв. // Омский научный вестник, № 4 (33), 2005, с. 22–26.
6. Глушкова Т.С. Стереотипы винопития в русском фольклоре // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 149–156.
7. Извёстков Александр. Борьба за трезвость во Владимирской губернии: от бунта против кабаков до «сухого закона» // Владимирские ведомости, 26 сентября 2021 г.
8. Мухамедина Ш. Акцизы и винная монополия в Российской империи // Финансы и кредит, № 37 (373), 2009, с. 81–88.
9. Советская историческая энциклопедия. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973–1982
10. Соловьева В.В. Деятельность Владимирского губернского правления в сфере образования и просвещения, здравоохранения в конце XIX – начале XX в. // Научный аспект №2, 2019.
11. Травер П. В. История и образ кабака и трактира в русской культуре. Ч. 1, 2 // История и современность. Выпуск № 1-2(17-18)/2013
12. Общества трезвости во Владимирской губернии // https://lubovbezusl.ru
13. Как была устроена винная монополия в царской России // https://masterok.livejournal.com/
14. Алкоголизм и трезвость в дореволюционный период в России // https://cgon.rospotrebnadzor.ru