Тестовая страница
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/panel/menu__auth/template.php
 
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/panel/menu__auth/template.php
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/main/biblm/template.php
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/main/biblm/template.php
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/menu/menu_multi/template.php
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/header/menu/menu_multi/template.php

Дожинки

К концу августа на всей славянской земле заканчивались жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых. Отсюда и название праздника, который отмечался 15 (28) августа, – Дожинки, праздник последнего снопа.


Жатва на берегу реки. Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ

Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселялся в него. 


Нестеровский Д.Д. Владимирская губерния, имение Карпова «Сушнево». Хлебное поле. Жатва. 1890–1896 гг. Из собрания ГВСМЗ

Из последних колосьев жницы устраивали «козу» – связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины благодарили бога за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову.


Уборка урожая овса на коллективном участке молодежи в с. Александрово Александровской волости. Из собрания ГВСМЗ

Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало хозяйку. Если серп воткнулся в землю, то это предвещало несчастье.


Серп. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ

По старинному обычаю, на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой – завивали «бороду Велесу».


Серп. Начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ

Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.


Жатва и укладка снопов «крестцами». Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ

Уставшие женщины ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу теряла! 

Последний «дожиночный» сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной, который устраивали вскладчину:

Зерно гребли,
Каравай пекли.
Гостей угощали,
Нивку поминали. 


Варфоломеева Н.И. Рисунок. Уборка урожая. 1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ

Этот день – последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утреники. Успеньем открывается и «молодое бабье лето», которое продолжается до 29 августа (11 сентября). «Если молодое бабье лето ведренное – жди ненастья в старое». «Мужик осень встречает, баба своё – бабье – лето начинает». 

Просмотров: 832
/home/c/cn16071/vladmuseum.ru/public_html/ru/simai.data/template/footer/copyright/copyright_solution/template.php