Дожинки
К концу августа на всей славянской земле заканчивались жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых. Отсюда и название праздника, который отмечался 15 (28) августа, – Дожинки, праздник последнего снопа.
Жатва на берегу реки. Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселялся в него.
Нестеровский Д.Д. Владимирская губерния, имение Карпова «Сушнево». Хлебное поле. Жатва. 1890–1896 гг. Из собрания ГВСМЗ
Из последних колосьев жницы устраивали «козу» – связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины благодарили бога за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову.
Уборка урожая овса на коллективном участке молодежи в с. Александрово Александровской волости. Из собрания ГВСМЗ
Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало хозяйку. Если серп воткнулся в землю, то это предвещало несчастье.
Серп. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ
По старинному обычаю, на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой – завивали «бороду Велесу».
Серп. Начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Жатва и укладка снопов «крестцами». Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Уставшие женщины ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:
Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу теряла!
Последний «дожиночный» сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной, который устраивали вскладчину:
Зерно гребли,
Каравай пекли.
Гостей угощали,
Нивку поминали.
Варфоломеева Н.И. Рисунок. Уборка урожая. 1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ
Этот день – последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утреники. Успеньем открывается и «молодое бабье лето», которое продолжается до 29 августа (11 сентября). «Если молодое бабье лето ведренное – жди ненастья в старое». «Мужик осень встречает, баба своё – бабье – лето начинает».
Жатва на берегу реки. Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселялся в него.
Нестеровский Д.Д. Владимирская губерния, имение Карпова «Сушнево». Хлебное поле. Жатва. 1890–1896 гг. Из собрания ГВСМЗ
Из последних колосьев жницы устраивали «козу» – связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины благодарили бога за благополучное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные подавали ей серпы, а та бросала их назад через голову.
Уборка урожая овса на коллективном участке молодежи в с. Александрово Александровской волости. Из собрания ГВСМЗ
Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало хозяйку. Если серп воткнулся в землю, то это предвещало несчастье.
Серп. Вторая половина XIX в. Из собрания ГВСМЗ
По старинному обычаю, на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой – завивали «бороду Велесу».
Серп. Начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.
Жатва и укладка снопов «крестцами». Владимирская губерния. Конец XIX – начало ХХ в. Из собрания ГВСМЗ
Уставшие женщины ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:
Нива, нива,
Дай мою силу на другую ниву.
Я тебя жала, силу теряла!
Последний «дожиночный» сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной, который устраивали вскладчину:
Зерно гребли,
Каравай пекли.
Гостей угощали,
Нивку поминали.
Варфоломеева Н.И. Рисунок. Уборка урожая. 1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ
Этот день – последний срок отлета ласточек. Начинаются холодные утреники. Успеньем открывается и «молодое бабье лето», которое продолжается до 29 августа (11 сентября). «Если молодое бабье лето ведренное – жди ненастья в старое». «Мужик осень встречает, баба своё – бабье – лето начинает».
Просмотров: 832