Тестовая страница
  1. Главная страница
  2. Памятная дата
  3. День памяти художника Станислава Верина

День памяти художника Станислава Верина

17 декабря 2021 года – день памяти замечательного гусевского художника Станислава Петровича Верина (14.02.1942–17.12.1981).

Произведения художника представлены в экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника: в Музее Хрусталя имени Мальцовых в городе Гусь-Хрустальном, Музее хрусталя и стекла XVIII начала XXI века города Владимира. Его работы экспонируются во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в картинной галерее города Магнитогорска, в музее изобразительных искусств города Калининграда, в историко-художественном музее-заповеднике города Сергиева Посада, в областном историко-краеведческом музее города Самары.


Станислав Петрович Верин

 В коллекции Владимиро-Суздальского музея собрано 212 предметов в составе 26 произведений – комплектов, сервизов и авторских композиций Станислава Верина. Эти работы выделяются яркими образами, красотой пропорций, они являются украшением выставок и привлекают внимание посетителей.


Верин С.П. Тюльпан. Десертный сервиз. 1979 г. Из собрания ГВСМЗ

Станислав Верин пришёл на Гусевской хрустальный завод в 1959 году сразу после окончания школы. Он работал простым жестянщиком в механическом цехе. Но с детства увлекался рисованием, и, когда при заводе организовалась изостудия, одним из первых стал заниматься в ней. Здесь преподавали профессиональные художники, которые посоветовали парню развивать свои навыки и помогли выбрать профессию. По направлению от завода в 1962 году Станислав поступает в Московское высшее художественно-промышленное училище. Практику студент проходил на родном предприятии. В дни каникул вместе с заводскими художниками он работал над созданием новых образцов сувенирной продукции. 


Верин С.П. Юбилей. Ваза. 1972 г. Из собрания ГВСМЗ

В 1965–1969 гг. Верин в академическом отпуске, работает в экспериментально-художественной лаборатории Гусевского хрустального завода над созданием новых образцов для массового производства. В те годы перед коллективом была поставлена задача разработки новых рисунков алмазного гранения, которые отличались бы современным звучанием. В 1966 году Верин создаёт комплект для вин «Русское оконце». 


Верин С.П. Русское оконце. Комплект. 1966 г.

Рюмки и фужеры украшены алмазным рисунком в виде стилизованного с алмазным «солнцем» внутри и кольцом из матовой «паутинки». Немногословный рисунок создаёт ощущение уюта и тепла, а простые, лаконичные формы подчеркивают демократичность образа. Эти изделия были сразу же введены в массовое производство. Они понравились покупателям, которые оценили оригинальность декора. Верин блестяще решил основную и сложнейшую задачу художника-дизайнера – достижение образности изделия за счёт минимальных выразительных средств. В 1970 году Государственная межведомственная комиссия в числе других изделий массового производства ГХЗ присвоила комплекту «Русское оконце» Государственный Знак качества. Это стало первой победой художника. 


С.П. Верина привлекала техника гравировки. В 1968 году он создаёт серию работ, посвящённых 850-летию Владимира. В неё вошли вазы «Мещёра», «Архитектура» и «Владимир». Гравированный декор этих произведений выполнил талантливый мастер-художник К.Д. Дианов (1932–2002). 


Верин С.П. Владимир. Ваза. 1968 г. Из собрания ГВСМЗ

Ваза «Владимир», простой конической формы, украшена изображением владимирских Золотых Ворот и портретом князя Владимира в воинском облачении на фоне стилизованной архитектуры древнего города. Несмотря на малый объём, изображение хорошо скомпоновано. Декор расположен таким образом, что рисунки на лицевой и оборотной стороне накладываются одно на другое, но не перегружают, а напротив, удачно дополняют друг друга, создавая законченную композицию. 


Верин С.П. С новосельем! Ваза. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Тот же художественный приём был использован в вазе «С новосельем!» (1969 г.). Здесь на полом объёмном сосуде сочетается классическая алмазная грань «русский камень» с графическим изображением русского народного персонажа – мужичка-плотника, выполненного методом пескоструйной техники. Ваза пронизана очарованием городского фольклора.


В 1969 году Верин создаёт комплект подарочных кубков «Суздальский» (1969 г.), который экспонировался на художественной выставке «Искусство земли Владимирской», проходившей в Швеции в 1990 году. Верин работает над созданием изделий в технике алмазного гранения. В 1969 году он создаёт блюдо «Зимнее утро».


Верин С.П. Зимнее утро.  Блюдо. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

В основу образа положен мотив, часто использовавшийся в мальцовских изделиях под названием «куст». Но благодаря оригинальному построению орнамента на бесцветном хрустале, рисунок получил новое, современное прочтение. В том же ключе был решён образ вазы «Ярило» (1968 г.) из серии произведений, посвящённых славянской мифологии. В неё также вошли ваза и блюдо из комплекта «Перун», выполненные из цветного хрусталя. (1969 г.). 


Верин С.П. Перун. Комплект. 1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Новизна комплекта заключалась в сочетании оригинальной формы и самобытного орнамента. Декоративная насыщенность узора достигнута за счёт наложения слоёв разноцветного хрусталя, меняющего оттенки в зависимости от толщины и глубины рисунка, который нанесён на крепкую лаконичную форму. К этому же времени относится и немногословный, но графически выразительный комплект «Южанка». 


Верин С.П. Южанка. Прибор.1969 г. Из собрания ГВСМЗ

Эти произведения были остросовременными, привлекали новизной звучания, но нужно отметить, что и сегодня они ярко выделяются среди всего собрания работ гусевских мастеров. 


В 1969 году Верин продолжает учёбу в высшем художественно-промышленном училище, и в 1972 году он получает диплом художника по стеклу. Станислав Петрович возвращается в родной коллектив художников Гусевского хрустального завода и продолжает работу по проектированию образцов массового производства и созданию выставочных произведений. Работы художника в числе произведений других заводских мастеров экспонировались на многих отечественных выставках декоративно-прикладного искусства в разных городах страны. Образцы массового производства, спроектированные Станиславом Вериным, а также ряд авторских работ экспонировались на площадках зарубежных торгово-промышленных выставок, проходивших в Германии, Финляндии, Франции. На Всемирной выставке ЭКСПО-70, проходившей в Японии, в г. Осака, завод представил авторские изделия с гравировкой. Это сувенирные кубки С. Верина и работы его товарищей по цеху: бокалы В. Корнеева, Ф. Ибрагимова, декоративные блюда и вазы Е. Рогова, В. Филатова, О. Козловой.


В начале 1970-х Верин создаёт первую масштабную выставочную работу – многосоставную декоративную вазу «Сияние севера». 


Верин С.П. Сияние севера. Ваза. 1970-е гг.

Это произведение зримо передаёт романтику 1970-х годов, наполненных энтузиазмом советских строек, стремлением к рекордам, к продвижению развитого социализма в стране. Строгая, устремлённая вверх форма перекликается с геометрией высоковольтных линий и опор электропередач. Полутораметровый размер венчающей чаши символизирует размах советских строек, а сверкающий алмазный декор олицетворяет красоту и величие покоренного человеком сурового северного края. 


К числу самых удачных работ художника относится и блюдо «Мамбо» (1973 г.).


Мамбо. Блюдо. 1973 г. Из собрания ГВСМЗ

Яркий праздничный цвет, круговое расположение орнамента и чередование плавных изгибов овальных граней соразмерны рисунку танца. Фигурно вырезанный край также поддерживает музыкальный ритм произведения. Ваза «Подсолнух» (1974 г.) решена совсем в другом ключе. Тулово из бесцветного хрусталя словно перевернуто вверх дном и декорировано налепами в виде красно-оранжевых стилизованных цветов и медальонов с оттиснутым орнаментом. Ваза олицетворяет цветение, жизнь природы. Оранжево-красная чаша цветка символизирует знойное лето, время цветения подсолнухов». 


Подсолнух. Ваза. 1974 г. Из собрания ГВСМЗ

Ваза экспонировалась на Владимирской выставке декоративно-прикладного искусства, проходившей в 1975 году. Две такие же вазы были подарены призёрам международного конкурса политической песни «Красная гвоздика», который проходил в г. Сочи в 1976 г. Ими стали певец Заур Тутов, в последующие годы народный артист РФ, и ВИА «Добры молодцы». 


В 1975 г. Станислав Верин был принят в Союз художников СССР. В это время вместе с коллегами он успешно решает заводские задачи, поставленные перед коллективом. Все гусевские художники в эти годы работали над созданием произведений, посвящённых всемирной Олимпиаде 1980 года, проходившей в Москве. Станислав Верин уже в 1973 году спроектировал набор «Олимпийский», состоящий из фужеров, бокалов и рюмок из бесцветного и золотисто-чайного хрусталя. 


Верин С.П. Олимпийские. Комплект рюмок. 1973 г. Из собрания ГВСМЗ

Набор изготавливался в сегменте серийной, дорогостоящей продукции Гусевского хрустального завода. А в наши дни он является раритетом и предметом гордости коллекционеров отечественного хрусталя. Несомненной удачей Верина стал комплект спортивных кубков «Олимпийский» (1979 г.), также посвящённый Олимпиаде. 


Верин С.П. Олимпийские. Кубки. 1979 г. Из собрания ГВСМЗ

Алмазный рисунок трёх разновеликих сосудов гармонично соединяется с их классически выверенной формой. Сияющий орнамент олицетворяет ликование победы, создаёт ощущение праздника и радости жизни. Среди сувенирной продукции – пепельница «Олимпиада-80». Её отличает необычное решение формы в виде спортивного снаряда – диска. Красный цвет – цвет победы, а рельеф оттиснутой по кругу надписи воспринимается как языки пламени олимпийского огня. Этот яркий сувенир выглядел как авторская работа высокого уровня ремесла, а между тем требовал минимальных затрат на изготовление в технике пресса. Не случайно пепельница входила в число заводской продукции, экспортируемой за рубеж. 


В середине 1970-х завод ставит задачу разработки новых видов изделий из свинцового хрусталя для обновления ассортимента. В связи с этим интересна спроектированная Вериным в 1976 году ваза для цветов «Ёжик». 


Верин С.П. Ёжик. Ваза для цветов. 1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ

Обаятельный облик колючего лесного зверька угадывается за счет круглой формы, украшенной орнаментом из поясов глубоких листовидных граней. В то же время удачно подобранный рисунок выявляет все драгоценные свойства классического бесцветного хрусталя. В 1981 году Верин разрабатывает для серийного производства оригинальный сервиз «Пинвил» (1981 г.). Он выполнен из классического хрусталя, содержащего 24 % окиси свинца. В декоре использован один из элементов английского классического орнамента: в переводе с английского pinwheel – завихрение, вертушка. 


Верин С.П. Пинвил. Сервиз. 1981 г. Из собрания ГВСМЗ

Художнику удалось создать свежий, не тривиальный рисунок, не традиционный для гусевского алмазного гранения. Орнамент, построенный на ритмичном чередовании сложных, спирально закрученных «звёзд» и пересекающихся искрящихся лучей, стал основным компонентом художественной выразительности. 


С.П. Верин с коллективом заводских художников. 1970-е гг

По воспоминаниям коллег по цеху, Станислав Верин обладал большой работоспособностью, упорством, стремлением к творческому росту, интеллигентностью и порядочностью. Он был скромным, немногословным, отличался какой-то нетипичной, европейской красотой внешности. Вместе с тем имел богатый внутренний мир и высокую гражданскую позицию. Он часто говорил своим коллегам о том, что заводские художники должны поработать на благо города. Личным вкладом Верина стали витражи из цветного хрусталя, выполненные на заводе по его проектам. 


Витраж в здании делового центра (Гусь-Хрустальный), выполненный по проекту С.Верина

До сегодняшнего времени сохранился витраж в здании делового центра города Гусь-Хрустального, рядом со зданием торговых рядов. Прямоугольный рельеф в металлическом каркасе изготовлен из разноцветных кусочков хрусталя в технике отливки материала в песок, с рельефными оттисками, которые были выполнены вручную. В современном минималистическом интерьере этот витраж воспринимается как сказочное, волшебное панно, освещающее лестничный пролет яркими разноцветными бликами. 


Фрагмент витража в здании делового центра (Гусь-Хрустальный), выполненный по проекту С.Верина

Одной из последних авторских работ художника стал сервиз «Памяти матери» (1981 г.), представленный на подиуме в центре зала Музея Хрусталя в Гусь-Хрустальном. Художник незадолго до этого похоронил горячо любимую им мать, и эту работу он посвятил ей. 


Верин С.П. Памяти матери. Часть сервиза. 1981 г. Из собрания ГВСМЗ

Сервиз состоит из 50 предметов. Это фужеры, вазы для конфет и фруктов, тарелки для десерта строгих классических форм с прямыми широкими гранями. Сочетание бесцветного хрусталя и тёмно-красного стекла, приглушённого матовой пескоструйной фактурой, несет основную эмоциональную нагрузку. Торжественно-печальный по своему образному восприятию, сервиз созвучен величественной органной музыке. Не случайно другое название этого произведения – «Реквием». Эта работа стала последней авторской работой художника. Нелепое стечение жизненных обстоятельств привело к болезни, лечение которой не дало результата. Вскоре художника не стало. 

40 лет жизни – до обидного мало – было отпущено судьбой Станиславу Верину. И уже 40 лет прошло со дня его смерти. Он не так много успел создать за свою жизнь. Но произведения художника продолжают жить рядом с нами. Они не устарели, не утратили современного звучания и снова и снова радуют нас яркостью образов и глубиной заложенных идей. Отмеченные безупречным вкусом и высокой исполнительской культурой, они восхищают любителей отечественного хрусталя и имеют неизменно высокий рейтинг среди антикваров и собирателей художественного стекла.