Специалисты Русского музея помогают владимирским коллегам
21 апреля 2023
Просмотров: 593
Высокие технологии - с доставкой. Во Владимире работает мобильная лаборатория Государственного Русского музея из Санкт-Петербурга. Сложные приборы позволяют обследовать музейные объекты и предметы непосредственно на месте.
Состав мобильной лаборатории зависит от поставленных задач. Во Владимир, например, приехали физик, химик, инженер и искусствовед. Используются инфракрасные камеры, термографические комплексы, рентгеновские спектроскопы и другие современные приборы.
Учёные уже обследовали 15 картин из художественной коллекции музея Владимиро-Суздальского музея-заповедника, помогая определить их авторство и датировку.
- Перед нами поставили довольно сложную задачу, - говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро, - Учитывая специфику нашего музея, конечно, для нас живопись отечественных мастеров более близка и понятна. Здесь же представлены и западные художники, причём чуть ли не от XVI века, как полагают владимирские коллеги. Но, слава богу, наших знаний хватает и для того, чтобы разобраться с материалами, которые использовали в то время и позже и в Европе, и в России. Мы постараемся определить авторов, по крайней мере школу, какой-то круг, к которым принадлежали эти художники.
Кроме того, учёные изучили фрески Дмитриевского собора. Задача - уточнить датировку, посмотреть, что находится под красочным слоем, и зафиксировать состояние сохранности памятника, чтобы те исследователи, кто придёт позже - через год, два или десять - могли увидеть возможные изменения.
Сегодня и в выходные дни сотрудники мобильной лаборатории обследуют иконостас Успенского собора. В этом им помогают коллеги из Курчатовского института и ИТМО - института точной механики и оптики Санкт-Петербурга.
- Иконостас формально не находится на хранении музея, но это совершенно замечательная реликвия екатерининских времен, выполненная в стиле «барокко». Её недостаточно изучили, и мы сейчас приложим максимум усилий для того, чтобы понять, что с ним происходит и как его сохранять наилучшим образом, - сообщил зам. директора ВСМЗ по науке Олег Рыжков.
В Успенском соборе - иконостас второй половины XVIII века (старый, выполненный ещё при Андрее Рублёве, в своё время разобрали, и часть икон сейчас находится в постоянной экспозиции Музея Андрея Рублёва в Москве). Учёные должны выяснить, насколько он един. Есть предположение, что иконостас - составной, то есть наряду с иконами XVIII века дополнялся более поздними работами.
- Позже, может быть, в мае или летом, мы хотим подключить наших коллег из компании Промгеодезия, занимающихся гидросканированием. Они могут создать двойник алтаря, его копию. Для чего это нужно? Такие трёхмерные копии служат, в том числе, для сохранения памятника. Ведь что-то разрушается, случаются - не дай бог! - техногенные аварии, например, пожары, памятник может уйти, и восстановить его точно не всегда получается. По фотографиям это сделать трудно. А такие модели как раз служат для детального изучения предмета и, в случае чего, его восстановления, - говорит Сергей Сирро.
Мобильная лаборатория может предложить самые разнообразные методы исследований, и её сотрудничество с владимирскими коллегами продолжится. Сейчас для развития крупным музеям просто необходимо иметь контакты с научными учреждениями, а поскольку у Русского музея эти связи на хорошем уровне, его мобильная лаборатория способна обеспечить доступ к высоким технологиям и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Состав мобильной лаборатории зависит от поставленных задач. Во Владимир, например, приехали физик, химик, инженер и искусствовед. Используются инфракрасные камеры, термографические комплексы, рентгеновские спектроскопы и другие современные приборы.
Учёные уже обследовали 15 картин из художественной коллекции музея Владимиро-Суздальского музея-заповедника, помогая определить их авторство и датировку.
- Перед нами поставили довольно сложную задачу, - говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро, - Учитывая специфику нашего музея, конечно, для нас живопись отечественных мастеров более близка и понятна. Здесь же представлены и западные художники, причём чуть ли не от XVI века, как полагают владимирские коллеги. Но, слава богу, наших знаний хватает и для того, чтобы разобраться с материалами, которые использовали в то время и позже и в Европе, и в России. Мы постараемся определить авторов, по крайней мере школу, какой-то круг, к которым принадлежали эти художники.
Кроме того, учёные изучили фрески Дмитриевского собора. Задача - уточнить датировку, посмотреть, что находится под красочным слоем, и зафиксировать состояние сохранности памятника, чтобы те исследователи, кто придёт позже - через год, два или десять - могли увидеть возможные изменения.
Сегодня и в выходные дни сотрудники мобильной лаборатории обследуют иконостас Успенского собора. В этом им помогают коллеги из Курчатовского института и ИТМО - института точной механики и оптики Санкт-Петербурга.
- Иконостас формально не находится на хранении музея, но это совершенно замечательная реликвия екатерининских времен, выполненная в стиле «барокко». Её недостаточно изучили, и мы сейчас приложим максимум усилий для того, чтобы понять, что с ним происходит и как его сохранять наилучшим образом, - сообщил зам. директора ВСМЗ по науке Олег Рыжков.
В Успенском соборе - иконостас второй половины XVIII века (старый, выполненный ещё при Андрее Рублёве, в своё время разобрали, и часть икон сейчас находится в постоянной экспозиции Музея Андрея Рублёва в Москве). Учёные должны выяснить, насколько он един. Есть предположение, что иконостас - составной, то есть наряду с иконами XVIII века дополнялся более поздними работами.
- Позже, может быть, в мае или летом, мы хотим подключить наших коллег из компании Промгеодезия, занимающихся гидросканированием. Они могут создать двойник алтаря, его копию. Для чего это нужно? Такие трёхмерные копии служат, в том числе, для сохранения памятника. Ведь что-то разрушается, случаются - не дай бог! - техногенные аварии, например, пожары, памятник может уйти, и восстановить его точно не всегда получается. По фотографиям это сделать трудно. А такие модели как раз служат для детального изучения предмета и, в случае чего, его восстановления, - говорит Сергей Сирро.
Мобильная лаборатория может предложить самые разнообразные методы исследований, и её сотрудничество с владимирскими коллегами продолжится. Сейчас для развития крупным музеям просто необходимо иметь контакты с научными учреждениями, а поскольку у Русского музея эти связи на хорошем уровне, его мобильная лаборатория способна обеспечить доступ к высоким технологиям и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.