Музейный лекторий. «Масленица – время карнавала»
Этнограф и исследователь традиционного русского и европейского ряжения Алексей Блинов поделился с владимирцами уникальной информацией о том, как наши предки отмечали проводы зимы
Фольклор по различным уголкам нашей Родины Алексей Блинов собирает уже почти 30 лет. Половину из них он посвятил изучению русских карнавалов и возрождению традиции ряжения. Лектор, он же художник и резчик по дереву, — известный мастер-масочник. Его работы находятся в отечественных и зарубежных музеях и коллекциях. В 2019 году вместе со своим коллективом «Окрутники» впервые представил русское ряженье на Международном фестивале маскарадных игр в Болгарии. В нём ежегодно принимают участие живые носители народных деревенских карнавалов европейских стран. Мечта Алексея Блинова — создать узнаваемую во всём мире маску современного русского карнавала.
Именно на создании масок и сделал акцент генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков, представляя гостя публике: «Алексей Блинов – известный изготовитель масок. Это непростое дело. Традиция изготовления деревянных масок давно утрачена. Тот, кто жил в деревне и соприкасался с фольклором и народными традициями, наверняка сталкивался с тем, что теперь уже никто не знает, как их делать. Возродить это искусство и делать это достоверно, с учётом народных традиций – большой личный подвиг».
Ряженые в масленичных традициях всего славянского мира являются неотъемлемой частью карнавала. Причём, нередко мужчины надевают на себя маски женщин, а женщины – маски мужчин. Говоря о других обрядах и традициях этого праздника, Алексей Блинов отметил, что Масленица в некоторых регионах не всегда является куклой. Где-то роль Масленицы исполняла разодетая в различные одежды женщина, где-то – пожилой человек. Немало интересного связано и с главным угощением праздника – блинами.
«Первый блин скармливали скоту для здоровья и плодовитости. Блин – это поминальная еда, поэтому некоторые считают, что Масленица – это весёлые поминки. К тому же весна – это время года, когда земля просыпается после зимней спячки и предки тоже просыпаются. Их надо веселить», – рассказывает Алексей Блинов.
Забава «разрушение снежной крепости» связана с избавлением от стужи и холодов, говорит Алексей. Особая роль на Масленицу отводится молодым семьям и тем, кто ещё не состоит в браке, а по возрасту уже бы пора. Так, например, в старину в некоторых регионах молодых использовали вместо санок, на них съезжали с ледяных горок. Незамужних девушек «солили» – обсыпали снегом.
«Масленичный костёр необходим для того, чтобы сжигать всё плохое и ненужное. К тому же, зиму хоронят через огонь, потому что весной все хотят солнца. Человек с мифологическим сознанием верил, что весна может не придти. Это магическая битва между добром и злом, и не факт, что весна наступит. В Масленице заложена идея разогнать и разжечь весну, наполнить её определённой потенцией, чтобы весна пришла и сильной была».
Сегодня народные гуляния на масленицу в глубинке проходят интересней, чем в городах-миллионниках, считает этнограф. Однако вне зависимости от количества проживающих в городе человек, сейчас в России везде незаслуженно забыты масленичные карнавальные шествия, говорит он. Костюмированный парад вполне может служить одним из ярких действий праздника.
В этом году Масленичная неделя в России начинается с сегодняшнего дня и продлится до воскресенья, 6 марта. В это день приглашаем вас в Суздаль в Музей деревянного зодчества провести праздник Масленицы с размахом, в лучших традициях народных гуляний! Подробней о празднике «Масленичные потехи».
Предлагаем вам посмотреть запись лекции: