Благодарим за ценный дар!
Фондовая коллекция «Стекло» Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника пополнилась уникальными экспонатами – изделиями, выполненными руками представителей династии мастеров Гусевского хрустального завода Чихачёвых.
Тринадцать произведений подарены музею-заповеднику дочерью потомственного мастера-алмазчика Станислава Николаевича Чихачёва – Натальей Станиславовной Чаттерджи. Эти изделия перешли ей по наследству от родителей. Наталья Станиславовна по профессии психолог, живет в Москве. Работает директором по персоналу в крупной девелоперской фирме. Заботясь о сохранении памяти о своих талантливых родственниках, приумноживших славу родного города и завода, семья Натальи Станиславовны приняла решение передать в дар музею изделия, выполненные руками её отца и дяди.
Трудовая династия мастеров алмазной грани Чихачёвых ведёт свою историю с XIX столетия. Старейший её представитель – Николай Михайлович Чихачёв (1882-1957) пришёл на Гусевскую хрустальную фабрику работать «хлопцем» в 1896 году, освоил в совершенстве работу алмазчика и проработал в этой должности 58 лет. Мастерами алмазной грани работали на этом же заводе его родной брат Василий Михайлович и племянник, Николай Федорович Чихачёвы. Они считались «круглыми мастерами», потому что владели всеми приемами работы с хрусталём. Николай Федорович Чихачёв (1906-1982) работал на Гусевском хрустальном заводе с 1922 по 1966 год. Участник Великой Отечественной войны. Наносил алмазные рисунки на 6-частную декоративную вазу, выполненную по проекту Е.И. Рогова, которую подарили в 1948 году И.В. Сталину от молодёжи Владимирской области в честь 30-летия ВЛКСМ. Ваза находится в Государственном центральном музее современной истории России. В 1960-е работал бригадиром образцовой экспериментальной бригады алмазчиков Гусевского хрустального завода. За мастерство в своей профессии Н.Ф. Чихачёв награждён Орденом В.И. Ленина. Работал на заводе 45 лет. Носил звание Почётного гражданина города Гусь-Хрустального. Николай Федорович обучил мастерству своих детей: Светлану, Станислава и Евгения. Все они работали у алмазных колес в том же цехе, что и их отец. Чихачёвы относились к тем хрустальщикам, про которых говорил народный художник Евгений Иванович Рогов: «мастера «Золотые руки», они умеют сварить стекло, выдуть форму, отжечь, нанести сложный алмазный орнамент и создать произведение искусства, не уступающее творению профессиональных художников».
Семь предметов, подаренных Натальей Станиславовной музею – это авторские образцы, декор которых выполнен её отцом Станиславом Николаевичем Чихачёвым по формам, спроектированным ведущими художниками Гусевского хрустального завода в 1960-1990-х гг. Станислав Николаевич Чихачёв (1940-2006) пришел работать на Гусевской хрустальный завод в 1958 г. учеником алмазчика. Получил высший (шестой) разряд квалификационной категории. Был бригадиром бригады алмазчиков экспериментально-художественного цеха. Выполнял декор многих авторских произведений профессиональных художников. В 1979 году за мастерство в профессии ему было присвоено звание «Мастер-художник». Проработал на заводе 43 года. Станислав Чихачёв, также как и его отец, работал в тесном контакте с художниками в цехе заводской художественно-экспериментальной лаборатории. Здесь разрабатывались новые образцы для серийного и массового выпуска, создавались уникальные выставочные произведения. Проекты их создавали профессиональные художники. Но для их воплощения в жизнь нужны были руки мастеров – выдувальщиков, шлифовщиков, алмазчиков. Часто именно опыт и профессиональное чутье мастера - исполнителя были той отправной точкой, которая помогала художнику найти путь воплощения замысла в жизнь. Поэтому мастера экспериментального цеха работали в творческом содружестве с художниками, наравне с ними участвовали в совещаниях, художественных смотрах и советах, нередко выступая соавторами в создании образцов изделий. Мастерам – художникам давали возможность самостоятельно наносить собственные алмазные рисунки на изделия. Эти вещи могли быть выполнены на заказ, сериями, иногда они выкупались мастерами. К таким произведениям относятся предметы, переданные Натальей Станиславовной в коллекцию. Все орнаменты алмазных граней на вазах и графинах оригинальные, придуманные её отцом. Поэтому изделия относятся к категории единично выполненных произведений. Среди них пять ваз разных форм и рисунков, каждая из которых в своем роде уникальна.
Празднично красива ваза для цветов «Бабье лето». Эта ваза была спроектирована народным художником РФ В.В. Корнеевым в 1964 году. Она была рассчитана для выпуска из бесцветного хрусталя с алмазным декором в виде геометрического орнамента. Вазу изготавливали сериями с красным накладом, с разными растительными рисунками, она получила популярность. В различных цветовых вариантах ваза «Бабье лето» выпускается на заводе и в наши дни. Но рисунок подаренной вазы оригинален и неповторим.
Ваза для цветов «Гвоздика» была спроектирована В.В. Корнеевым в 1987 году. Она предполагала алмазный декор в виде веток с цветами гвоздики. Переданная в дар музею ваза украшена удачно скомпонованным рисунком в виде роз на ветках с листьями на темно-красном фоне, который также был придуман и выполнен С.Н. Чихачевым.
Особенно интересна ваза, выполненная в форме знаменитой вазы «Салют». В отличие от известной вазы с каноническим рисунком в виде залпов салюта, автором которой является народный художник РФ Е.И. Рогов, подаренный музею экземпляр украшен рисунком с христианской тематикой. Этот сюжет придумал и великолепно и выполнил С.Н. Чихачев в конце 1990-х годов. Вазу он изготовил для своей супруги Зинаиды Павловны, которая была глубоко верующим человеком.
Удивительно гармонична торжественная ваза «Зима», сверкающая холодным бликами хрустальных граней на синем фоне. Автор проекта вазы – народный художник А.С. Курилов. Вазы «Зима» выпускалась в массовом ассортименте с 1980 до 2011 года, но рисунок на подаренной вазе отличается от заводского образца, он более сложный, композиционно выверен и детально проработан.
Ваза для цветов «Кубок» выполнена из бесцветного хрусталя. Серия таких ваз была изготовлена по проекту А.С. Курилова в 1998 году для членов парашютного клуба и украшена соответствующей символикой. Вазы вошли в серийное производство и изготавливались до 2005 года. Рисунок подаренной вазы отличен от общепринятого, он дополнен лентами орнамента из «звёзд» и алмазной «паутинки», превращающими вазу в сверкающий драгоценный сосуд.
Штоф и графин с фигурными пробками относятся к заказным, единичным изделиям, выполненным в качестве дорогих памятных подарков. Сосуды изготовлены из бесцветного хрусталя по формам, спроектированным заслуженным художником РФ О.И. Козловой и украшены авторскими рисунками С.Н. Чихачёва, выполненными его рукой.
Сувенирная композиция «Репка» из шести мини-скульптур выполнена другим мастером, Евгением Николаевичем Чихачёвым, дядей Натальи Станиславовны и младшим братом Станислава Чихачева. Композиция посвящена героям русской народной сказки и выполнена в стеклодувной технике. Это полностью ручная, древнейшая техника, когда мастер берет несколько цветных палочек- дротов и разогревает их в пламени горелки. При помощи щипцов и ножниц он лепит из горячего стекла маленькие забавные фигурки и составляет из них целые композиции.
Евгений Николаевич Чихачёв (1949-2021) после окончания восьмилетней школы пришел на завод в 1965 году учеником мастера-стеклодува в только что открывшийся цех по производству сувениров из цветных стеклодротов. Закончил вечернюю школу. Получил четвёртый разряд квалификационной категории по профессии «мастер-стеклодув». Но ему хотелось расти дальше, стать «круглым мастером», как отец. В 1971 г. он поступил работать учеником, а затем мастером-шлифовщиком, постепенно получив высший разряд. В 1980 году был награжден Почетной Ленинской Грамотой за самоотверженный труд. Ему также было присвоено звание «Мастер-художник». Проработал на заводе 35 лет.
Переданные в коллекцию изделия имеют не только художественную, научную, но и мемориальную ценность как произведения, иллюстрирующие деятельность представителей одной из самых знаменитых династий талантливых мастеров-алмазчиков Гусевского хрустального завода.
Современники отмечали, что Чихачёвы были глубоко воспитанными людьми, яркими примерами рабочих-интеллигентов. В них подкупали необыкновенная работоспособность, отзывчивость, искреннее участие в судьбах других людей. Два брата – Станислав и Евгений - носили гордое звание «Мастер - художник». Оно давалось далеко не всем рабочим, участвовавшим в создании высокохудожественных изделий. Этим званием награждались мастера, имеющие природный художественный дар и развившие в себе высокую культуру и исполнительское мастерство.
В музее собрано семнадцать произведений мастеров трудовой династии Чихачёвых. Среди них изделия с алмазным декором, выполненным старейшим мастером Николаем Михайловичем Чихачёвым в 1930-х гг. Произведения, в исполнении декора которых участвовал его племянник, мастер среднего поколения Николай Федорович Чихачев: вазы «30 лет Советской власти» (1937 г.); «800 лет г. Москвы» (1947г.), девятичастный кубок «800 лет городу Владимиру» (1958 г.) и великолепная сборная конфектура, в огранке которой также принимала участие его сестра, Ольга Фёдоровна Кирьянова, в девичестве Чихачева. В 1960-е годы Николай Фёдорович тесно работал с художниками В.В. Филатовым и Г.В. Черноскутовым, выполнил алмазный рисунок блюда «Море» – одной из первых авторских работ В.В. Филатова. Единственная работа его сына Станислава в музейной коллекции – это блюдо «Иван-царевич», выполненное в 1969 году. Переданные в дар музею произведения этого мастера стали достойным пополнением фондовой коллекции «Стекло». Сувенирная композиция «Репка» стала первым произведением его брата, Евгения Чихачева и первым образцом изделий в коллекции, выполненным в стеклодувной технике на участке сувениров Гусевского хрустального завода.
Коллектив музея благодарит Наталью Станиславовну Чаттерджи за этот ценный вклад в музейное собрание.
Двоюродный брат Натальи Станиславовны, Игорь Евгеньевич Гордеев, дополнил историю династии ценными сведениями и фотографиями из семейного архива. Старшая дочь Николая Фёдоровича Чихачёва Светлана вышла замуж за талантливого алмазчика, мастера-художника Евгения Константиновича Гордеева, проработавшего в том же коллективе 38 лет. Их сын Игорь Гордеев в 1998 году поступил работать на ГХЗ учеником шлифовщика, освоив профессию, получил высший разряд и работал до наступления кризиса производства. Краевед, исследователь и патриот родного края, он бережно сохраняет семейные реликвии из хрусталя, выполненные руками отца и деда, с большим уважением к таланту и трудолюбию предков хранит фотоархив. Сотрудники музея также выражают благодарность И.Е. Гордееву за предоставленные документы и фотографии из семейного архива. В планах будущего года коллектива Музея хрусталя имени Мальцовых – подготовить выставку работ мастеров трудовой династии Чихачевых.
Алла Чуканова, ведущий хранитель музейных предметов
Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Вазы «Гвоздика» и «Бабье лето». Мастер алмазной грани С.Н. Чихачев.

Декоративная ваза. Мастер алмазной грани С.Н. Чихачев

Графин и штоф.
Мастер алмазной грани С.Н. Чихачев

Блюдо «Иван-царевич». 1969 г. Мастер алмазной грани С.Н. Чихачев.

Сувенирная композиция «Репка». 1971 г. Мастер-стеклодув Е.Н. Чихачев.

Конфектура. По проекту Е.И. Рогова. 1950-е гг.
Мастера алмазной грани Н.Ф. Чихачев, О.Ф. Кирьянова, С.П. Жуков.

Ваза «800 лет Москвы».
По проекту Г.Г. Егорова. 1947 г. Мастера Н.Ф. Чихачев, В.А. Муравьев, А.И. Мышов

Вазы «Зима» и «Кубок». Мастер алмазной грани С.Н. Чихачев.

Евгений Чихачев за работой. 1965 г.

С.Н. Чихачев за работой. 1980-е годы

Н.Ф. Чихачев обучает сына Станислава мастерству
Н.Ф. Чихачев с художниками Гусевского завода В. Филатовым и Г. Черноскутовым. Начало 1960-х .