Экскурсионный отдел
г.Владимир, ул.Б.Московская, д.58
(4922) 32-42-63


Виртуальная выставка

«Графика В.В. Корчагина»


korchagin.jpg Термин «владимирская художественная школа» у любителей искусства прежде всего ассоциируется с жанром пейзажа. Это в равной степени относится не только к живописи, но и к графике. Излюбленной техникой для нескольких поколений владимирских графиков стал офорт, прославленный такими мастерами, как Б.Ф. Французов, В.Г. Леонов. Продолживший эту традицию В.В. Корчагин также получил известность как пейзажист-офортист. Однако есть в творчестве художника и другие интересные грани, с которыми мы предлагаем познакомиться на виртуальной выставке, посвящённой 70-летию В.В. Корчагина. Здесь представлены 25 произведений, охватывающих три десятилетия творческой деятельности мастера. Это станковые гравюры, экслибрисы, натурные зарисовки тушью.

Владимир Валерьевич Корчагин родился в семье военного лётчика, с детства отличался разносторонностью: занимался спортивной гимнастикой, посещал школьный драмкружок, аэроклуб, писал стихи, но главным интересом, переросшим в профессию, стало изобразительное искусство. В 1966 г. В.В. Корчагин окончил Ивановское художественное училище и был призван в ряды Советской Армии. К этому периоду относятся самые ранние рисунки, имеющие ярко выраженный натурный характер, «Армейские будни» (1966–1967), «Автопортрет» (1967). Позже были созданы рисунки «Разговор» (начало 1970-х), «На лыжах» (середина 1970-х), «Портрет жены с сыном» (1983–1984). В этих работах автор продемонстрировал умение подметить острохарактерные особенности пластики, мимики не позирующего специально человека и быстро, без поправок, точной линией создать выразительный образ непоседливого малыша, пожилой любительницы новостей, растерянного юного лыжника (старший сын Валерий). Особой теплотой отличается набросок «Портрет жены с сыном», на котором изображены жена художника Валентина Исааковна Корчагина и младший сын Павел.

Свидетельством тонкой наблюдательности художника могут служить небольшие станковые гравюры. Всем, кто сталкивался с капризами маленьких детей, хорошо знакома ситуация, эмоционально точно воспроизведённая в портрете сына Павла «На ручки» (1983–1984). Другой пример убедительной передачи живого момента – офорт «В пивной» (1985). Философские беседы о смысле жизни в вязко-тяжёлой атмосфере дешёвой забегаловки – яркая картинка перестроечного бытия. Не чужды были художнику и академические мотивы. Очень лаконична и грациозна его «Обнажённая» (середина 1980-х).

Интересная линия, иллюстрирующая психологическое развитие личности, – автопортреты В.В. Корчагина. Созданные в разные десятилетия, они показывают, как менялось осознание художником себя в окружающем мире. «Автопортрет» (1967), который уже упоминался выше, – это юноша, опьянённый эйфорией открывающихся возможностей. На репрезентативном автопортрете-картине (1975) представлен молодой мастер, вкусивший профессиональных удач, почувствовавший собственную причастность к цеху художников. Небольшой лист «Я думаю» (середина 1980-х) наполнен совершенно иными настроениями. Здесь и сосредоточенность, и внутренняя неудовлетворённость, и требовательность к себе зрелого мужчины.

Большое место в жизни В.В. Корчагина занимала литература. Он не только много читал, но и сам был не чужд поэтическому творчеству, как автор заметок печатался во владимирской газете «Призыв». Конечно же, этот интерес не мог не отразиться в графике художника. Непосредственно к книжной иллюстрации В.В. Корчагин обратился в последнее десятилетие жизни, однако тяготение к литературным образам возникло раньше. В творческом наследии художника есть произведения, в которых читаются подобные аллюзии. Примером тому могут служить два листа с одинаковым названием «Эдгар По. Зарисовки» (1980-е) и лист «На поиски приключений» (середина 1980-х), созданные под впечатлением от произведений Э.-А. По и М. де Сервантеса. Ещё раз хочется подчеркнуть, что это не иллюстрации, а самостоятельные произведения, передающие эмоциональные ощущения, навеянные литературной классикой.

С книгами связано ещё одно профессиональное пристрастие В.В. Корчагина – создание экслибрисов. На собственном экслибрисе художника, на фоне зигзага молнии, изображён кентавр, пронзённый стрелой. Может быть, это символический автопортрет, отражающий сложный путь духовных исканий и творческих сомнений? В двух экслибрисах «Алла» (оба – середина 1980-х) прослеживаются рижские мотивы. В Риге В.В. Корчагин побывал в 1979 г. На него сильное впечатление произвёл не только сам город, но и художественная жизнь Прибалтики, интерес к графике, как к виду изобразительного искусства, выставочная культура подачи материала.

Говоря о творчестве В.В. Корчагина, невозможно не вспомнить его пейзажи. Как и для многих владимирских графиков, предметом интереса для художника становится среднерусский пейзаж: архитектурный, сельский, городской. Эмоциональный ключ к решению темы, подобранный мастером, схож с подходом В.Г. Леонова – выбор «тихих» мотивов, создающих «уютное» настроение. В его работах «Суздальские тропинки» (1989), «Ветви» (1989), «Суздаль. Монастырь» (1995) природа не противостоит человеку, а является органичной, неотъемлемой частью его бытия. Очень интересны небольшие по размеру, но монументальные по звучанию архитектурные пейзажи, посвящённые памятникам Суздаля и Боголюбова (все – 1991). Листы отличает лаконичная манера исполнения с контрастными светотеневыми эффектами.

Знакомство с экспонатами нашей небольшой выставки лишний раз подтверждает мысль, что за, казалось бы, хорошо знакомым может скрываться что-то новое, неожиданное. В.В. Корчагин, вошедший в историю владимирской графики как пейзажист-офортист, предстаёт перед нами более сложным художником: прекрасным рисовальщиком, тонким психологом, мастером, владевшим не только офортом, но и такими техниками, как сухая игла, акватинта, линогравюра. Большая часть работ, представленных на выставке, была подарена музею вдовой художника В.И. Корчагиной, за что мы выражаем ей искреннюю признательность.

Игольникова М.Е.

Владимир Валерьевич Корчагин

(1946-2002)

1 июня 1946 – родился на станции Бада Хилокского района Читинской области

1966 – окончил Ивановское художественное училище

С 1969 – участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставках

1989 – принят в члены Союза художников СССР

1970-е – работал во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и Владимирских специальных экспериментально-научных реставрационных мастерских

1980-е – сотрудничал с газетой «Призыв» как художник и автор статей

1990–2001 – занимался иллюстрированием книг (В. Яновский «Охота», Б. Аронов «Отражения», «Полутона», Н. Христофорова «Костёр рябины», А. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»).

24 июня 2002 – скончался в г. Владимире


Галерея работ графики Владимира Корчагина


1.jpg 2.jpg 3.jpg
  Армейские будни. 1966-1967 гг.
Бумага, тушь, перо.
Автопортрет.
1967 г.

Бумага, тушь, перо.
 Разговор. Первая половина 1970-х гг.
Бумага, тушь, перо.
4.jpg 5.jpg 6.jpg
На лыжах. Середина 1970-х гг.
Бумага, тушь, перо.
Портрет жены с сыном. 1983-1984 гг.
Бумага, акварель.
 На ручки. 1983-1984 гг.
Бумага, игла сухая.
7.jpg 8.jpg 9.jpg
 В пивной.
1985 г.
Бумага, офорт.
Обнаженная.
Середина 1980-х гг.
Бумага, офорт.
 Я думаю.
Середина 1980-х гг.
Бумага, офорт.
10.jpg 11.jpg 12.jpg
Автопортрет.
1975 г.
Бумага, офорт.
 Эдгар По. Зарисовки. 1980-е гг.
Бумага, игла сухая.
Эдгар По. Зарисовки. 1980-е гг.
Бумага, игла сухая.
13.jpg 14.jpg 15.jpg
 На поиски приключений. Середина 1980-х гг.
Бумага, акватинта.
 Экслибрис В.В. Корчагина
Середина 1980-х гг.
Бумага, офорт.
Экслибрис Е.И. Викулова.
Середина 1980-х гг.
Бумага, офорт, акватинта.
16.jpg 17.jpg 18.jpg
Экслибрис.
1985 г.
Бумага, офорт.
 Экслибрис "Алла".
Середина 1980-х гг.
Бумага, офорт.
 Экслибрис "Алла".
Середина 1980-х гг.
Бумага, акватинта, офорт.
19.jpg 20.jpg 21.jpg
Суздаль. Монастырь.
1995 г.
Бумага, офорт.
 Суздальские тропинки.
Из серии "Окрестности Суздаля". 1989 г.
Бумага, офорт.
Ветви.
1989 г.
Бумага, офорт.
22.jpg 23.jpg 24.jpg
 Суздаль. Церковь Николы.
1991 г.
Бумага, линогравюра.
Суздаль. Козьмодемьянская церковь.
1991 г.
Бумага, линогравюра.
Суздаль. Собор Покровского монастыря.
1991 г.
Бумага, линогравюра.


25.jpg


 Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли.
1991 г.
Бумага, линогравюра.


Версия для слабовидящих

ПОИСК ПО САЙТУ
МЕНЮ РАЗДЕЛА


Оценка услуг




Яндекс.Метрика