Выставки

13.05.2016

«Кабы не лыко да береста, то и мужичок бы рассыпался»


13.05.2016 года в суздальском Музее деревянного зодчества откроется выставка берестяных изделий из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Ни один другой материал древесного происхождения не получил такого широкого применения в крестьянском быту, как береста. Береста, состоящая из множества тонких, но очень прочных слоёв, обладает замечательными антисептическими и водонепроницаемыми свойствами, поэтому издавна она использовалась как изоляционный материал при возведении деревянных построек, будь то храм высокий или небольшая банька. Несмотря на инновации и развитие технологий, искусственного равноценного аналога бересте до сих пор не найдено.

Из бересты плели короба, большие и малые корзинки (набирки) для грибов и ягод, делали солонки, шкатулки, туеса, детские погремушки, лодки, поплавки. Берестяная посуда издревле была не только хозяйственной утварью, но и украшением крестьянского дома, гордостью хозяев. Незаменима была береста и в повседневном деревенском обиходе. Например, кусок бересты наскоро свернули, спичкой зашпилили – вот вам и черпачок для воды, называвшийся у крестьян «пивка». Распаренными в кипятке «ремешками» из бересты «пеленали» треснутые глиняные горшки, говоря потом, что они – «в пелёнках».

Соперничать со скалой (так раньше называли бересту первой сдирки) может разве что лыко (он же луб или подкорье), ближний к коре слой молодой липы и других лиственных деревьев. Из лубяных волокон получали мочало. Один из древнейших русских промыслов – мочальный. Кроме банных мочалок и малярных кистей, из мочала плели канаты, верёвки, делали упряжь для лошадей, сети и ловушки для птиц и зверей. Мочало использовалось при изготовлении сит и решёт для муки; из него же плели рогожу – дешёвую хозяйственную ткань, которая прежде всего шла на мешки (кули). И хотя одеваться в рогожку считалось признаком крайней бедности, ещё в ХIХ веке русский крестьянин, застигнутый в поле дождём, укрывался рогожной накидкой, сшитой углом, да похваливал: «Рогожка рядная (то есть самая реденькая) – что матушка родная!» Рогожа была очень ходовым товаром и даже поставлялась на экспорт.
6.jpg
В русском языке сохранилось множество пословиц, поговорок и молвушек, связанных с плетением из бересты и лыка. Если напился человек, то про него говаривали: «Лыка не вяжет», а мудрого да удачливого похваливали: «Он не лыком шит!» И хоть «лыком по парче не шьют», у современного человека вызывает удивление, что главную крестьянскую обувь – лапти – мог сплести любой деревенский подросток. Но не менее чем за день, потому что «и лапти плесть – одного дня есть». Этой немудрёной обуви (из лыка – лычников, из мочала – мочалыжников, из берёзы – берестяников, которые также назывались ступни-босовики, потому что надевались на босую ногу) за год крестьянин изнашивал не один десяток пар. Проще сказать, чего из бересты и лыка настоящие мастера не делали: даже лубяные жилеты шили! Любители экзотики могли сплести на удивленье и загляденье берестяной пиджак, сапоги или чехол для ружья. Для эластичности изделия смазывали растительным маслом, лучше всего льняным; складывали все эти замечательные вещи в лубяные сундуки – укладки. Первой колыбелькой часто служила ребёнку берестяная полотуха (представлена в экспозиции «Крестьянские дети») или лубяная зыбка, а первой игрушкой – берестяная погремушка-шаркунок.
7.jpg
Большое количество берестяных и лубяных изделий хранится в фондовых коллекциях «Дерево» и «Самодеятельное декоративно-прикладное искусство» Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также представлено в экспозициях Музея деревянного зодчества г. Суздаля. Часть фондовых коллекций представлена в экспозиции «Крестьянские дети» МДЗ в виде небольшой выставки «Кабы не лыко да береста, то и мужичок бы рассыпался». Кроме изделий конца XIX – начала ХХ века показаны декоративные фигуры, вазы конца ХХ века, исполненные с использованием традиционных инструментов и приёмов.

Отрадно, что и в наше время народное берестяное творчество не забыто. Семья из посёлка Садовый – Тамара Владимировна и Владимир Иванович Гаврик – одни из лучших во Владимирской области резчиков по бересте. Они – участники всех массовых фестивалей в Музее деревянного зодчества, включая Праздник народных ремёсел на Троицу. На выставке представлен макет памятника МДЗ – Воскресенской церкви их работы и несколько других искусно выполненных изделий. Сергей Кузнецов из села Мошок Судогодского района виртуозно владеет техникой плетения лубяных коробов. На фото вы видите мастера-берестянщика Суздальской земли – Юрия Яковлевича Атаманченко, который регулярно проводит в музее мастер-классы по плетению из бересты.

Н.В. Максимова, научный сотрудник
историко-этнографического отдела ГВСМЗ


Возврат к списку


Оценка услуг



Яндекс.Метрика