В суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре завершилась реставрация фресок Гурия Никитина

К списку новостей

В Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике завершились реставрационные работы по сохранению древних фресок конца XVII века в главном храме суздальского Спасо-Евфимиева монастыря – Спасо-Преображенском соборе.

В суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре  завершилась реставрация фресок Гурия НикитинаВ суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре  завершилась реставрация фресок Гурия НикитинаВ суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре  завершилась реставрация фресок Гурия Никитина

Средства на разработку и реализацию проекта были выделены в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)». Росписи, выполненные на стенах и сводах древнего храма артелью знаменитого мастера Гурия Никитина, реставрировали специалисты ВНП АО «Владимирреставрация».

Научное руководство и авторский контроль осуществляла художник-реставратор высшей квалификации АО «Владимирреставрация» Людмила Балыгина:

«В этом году в Спасо-Преображенском соборе отреставрировали более 450 кв. м. монументальной живописи. Этой «настенной Библии» больше трехсот лет. Росписью интерьеров занимались лучшие стенописцы страны во главе с выдающимся Гурием Никитиным – самоучкой из Костромы, «художником от Бога»…

Долгое время сюжеты «прятались» под более поздними записями. В 70-ых годах прошлого столетия специалисты «Владимирреставрации», наконец, раскрыли древние фрески и вот уже несколько десятилетий мы приводим в чувство отдельные фрагменты живописного полотна».

Самые сильные разрушения специалисты выявили в северной части здания. С росписи удалили поновления живописи XIX века, укрепили красочный слой в местах его разрушения и штукатурный грунт, отставший от основы.

Предыдущий этап реставрации, проходивший на других участках живописи, получил высокую оценку как со стороны профессионалов, так и со стороны общественности. В 2015 году данные работы получили премию международного издания «The Art Newspaper Russia» в номинации «Реставрация года».

О колоссальной популярности иконописца Гурия Никитина свидетельствует внушительный список его работ, выполненных по заказам царя и высших церковных иерархов: по царскому указу он писал иконы для антиохийского патриарха Макария (1668), в этом же году – иконы и фрески в патриаршей церкви Григория Неокессарийского в Москве. Им расписано много храмов в Москве и других городах: Архангельский собор в Москве и поновление росписи московского Успенского собора (1660), Троицкий собор Данилова монастыря в  Переславле-Залесском (1662 и 1668), Успенский собор Ростова Великого (1670), собор Богоявления в Костроме (1672), Крестовоздвиженский собор в Романове-Борисоглебске (1676), церковь Ильи Пророка в Ярославле (1680), Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1689).

Последней крупной работой  Гурия Никитина стало создание фресок Спасо-Преображенского собора в Суздале в 1689 году (за два года до кончины художника). Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале стала прощальным проектом артели Никитина. В таком почтенном возрасте (ему было около 70-ти) мастер, скорее всего, только руководил работами.

Другие новости

Все новости