Суздальские Золотые врата открывают новые секреты

К списку новостей

В декабре в гостях у музея-заповедника побывали коллеги из московского Музея русской иконы. Среди них была и Анна Михайловна Манукян, чей пристальный интерес на протяжении последних одиннадцати лет прикован к суздальским Златым вратам. В XIII столетии они украшали южный и западный порталы Собора Рождества Богородицы (сегодня створы экспонируются в храме). Образцы монументального искусства русского средневековья, выполненные в технике «огневого золочения» или «золотой наводки», являются поистине уникальными! И это, как никто другой, отлично понимает один из лучших специалистов по этому памятнику – А.М. Манукян.

Суздальские Золотые врата открывают новые секретыСуздальские Золотые врата открывают новые секреты

В 2013 году она защитила кандидатскую диссертацию по суздальским Золотым вратам на кафедре истории искусства исторического факультета МГУ (научный руководитель – проф. Э.С. Смирнова). В Суздале московский исследователь при подготовке диссертации бывала неоднократно, ВСМЗ ей предоставлял право на работу с памятником. Статьи Анны Манукян по Золотым вратам были опубликованы в изданиях: «Искусство христианского мира», «Вестник МГУ», «Искусствознание», итальянском сборнике «Arte Medievale» и других. Сейчас исследовательская работа специалиста из Музея русской иконы проводится в рамках гранта, выделенного Российским Фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Данный проект ученый планирует завершить в 2019 году, после чего автором изысканий будет представлена научная монография.

 Анна Михайловна Манукян ответила на вопросы коллег:

- Анна Михайловна, кто еще из специалистов-искусствоведов, кроме вас, интересуется темой исследования суздальских Золотых врат?

- Это, конечно, Адольф Николаевич Овчинников, Ксения Михайловна Муратова, Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958 – 2015 гг.). Под авторством Сарабьянова, например, в 2012 году вышла статья о суздальском памятнике в издании «Византийский временник».

- Утверждение, что клеймо Покрова Богородицы – одно из древнейших изображений этого сюжета – подтверждают ваши изыскания?

- Изображение, действительно, можно считать если не самым, то одним из древнейших!

- Чем уникальна техника «золотой наводки», в которой выполнены сюжеты на Золотых вратах, откуда она пришла во Владимиро-Суздальскую Русь?

- Более чем спорно утверждение, что эта техника пришла из Византии. Достаточно того факта, что на сегодняшний день мы не знаем ни одного византийского предмета, который был бы выполнен в технике «золотой наводки». А вот в Западной Европе (долины рек Рейн и Маас, полуостров Ютландия) памятников искусства, украшенных «огневым золочением» в XI – первой половине XIII века, насчитывается более сотни. Важное их отличие от наших дверей состоит в том, что все они более миниатюрные, исключение составляют скандинавские золотые алтари. Примечательно и то, что если сама техника на Руси получила название «золотой наводки», то в европейской историографии ее устойчивое  обозначение – «коричневый лак».  «Золотая наводка» применялась в Западной Европе до второй половины XIII –начала XIV века, а на Руси еще более трех столетий спустя. Как образец – двери Ипатьевского монастыря в Костроме (кон. XVI в.).

- В суздальском соборе Рождества Богородицы – две пары врат. Хорошо сохранившиеся, они интересны и туристам, и специалистам искусствоведения. Есть что-либо похожее в нашей стране, что вызывает такой же пристальный интерес у научного сообщества?

- Позволю себе напомнить о том, что златые врата принадлежат к произведениям элитарного круга. Например, в Московском Кремле есть похожие врата, но более позднего времени, – в Успенском и Благовещенском соборах. Известные врата из города Александрова были созданы в 1336 году для собора Софии Новгородской. Кстати, названы они Васильевскими по причине того, что заказчиком выступал архиепископ Василий Калика. Во второй половине XVI века их перевезли в Александровскую слободу Иваном Грозным.

Наиболее поздние врата (всего 3 пары створ), исполненные «золотой наводкой», – двери Ипатьевского монастыря в Костроме. А вот на территории современной Украины подобных произведений обнаружено не было, хотя приводятся свидетельства современников, что в первой трети XIII в. для  Успенского собора Киево-Печерского монастыря были изготовлены  некие двери. Правда, о том, как они выглядели, сегодня ничего не известно. В то же время в Киеве археологами были найдены пластины, исполненные в технике «золотой наводки».

______________________________________

Много секретов суздальских Золотых врат осталось за рамками разговора. Потому Анна Михайловна Манукян  пообещала прочитать лекцию по результатам своей работы для сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника в один из своих приездов уже в следующем 2019 году.

 

 

Другие новости

Все новости