Первый рабочий день и первое интервью "Вестям" после возвращения в родной музей

К списку новостей

Возвращение домой. Сегодня к своим обязанностям в качестве генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника приступила Светлана Мельникова. Напомним, на этот пост она вновь назначена приказом Министерства культуры.

Свой первый рабочий день Светлана Мельникова начинает со встречи с Боголюбской иконой Божьей матери. Этот образ - небольшая копия -  был с ней и в Херсонесе,  над её рабочим столом... Шедевр XII века хранится в Палатах,  в отдельном помещении с особым климатом.  Позади - масштабная операция по спасению святыни. Лик открыт спустя 8 столетий. И главная сенсация - в ближайшее время "Боголюбскую" -  можно будет экспонировать. "Самочувствие" иконы это позволяет.  

Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "После годового мониторинга, после наблюдения, после титанического труда, который был выполнен по спасению этой иконы, мы можем говорить о том, что этому сокровищу нужна достойная оправа. Во-первых, её нужно показать людям, во-вторых, нужно найти достойное место её пребывания".

Александр Горматюк - сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. Ровно 10 лет во главе группы учёных Горматюк ведёт  уникальный проект. Александр Анатольевич рассказывает: за век истории знаменитого центра к Боголюбской обращались неоднократно. А впервые - в 1918-ом. 

Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории, сотрудник Центра имени академика Грабаря: "Тогда же ставился вопрос о том, чтобы увидеть живопись XII века, но реставраторы тогда ограничились, в основном, укреплением и фиксацией тех слоёв, которые сохранились. И с тех пор  к этой работе возвращались несколько поколений реставраторов нашего центра". 

Светлана Мельникова подчёркивает:  храниться реликвия должна только в  реликварии. По ее мнению, идеальным местом для Боголюбской  мог бы стать Дмитриевский собор. Храм, который и строился, как реликварий. Но прежде предстоит обеспечить необходимые условия. Светлана Мельникова внимательно осматривает фасады Дмитриевского собора, пилястры. Определенные проблемы есть. Беспокоит гендиректора и состояние Золотых ворот.  Реставрация шедевров белокаменного зодчества будет приоритетом.  Мельникова вспоминает слова Пиотровского - именно музей хранит "культурный код" нации. 

Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Реставраторы говорят, что реставрацию можно начать, но нельзя закончить, поэтому системная работа с фасадами Дмитриевского собора должна быть постоянной". 

Она осматривает новые и постоянные экспозиции,  общается с сотрудниками. Главный посыл - работать созидательно.
 

Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника: "Я не забыла проблем музея, я их помню. Надо вздохнуть. Оценить первостепенность работ, а не тратить время на горевания и неконструктивную критику". 
 

Мария Дягилева, ведущий методист центра музейной педагогики: "Очень приподнятое настроение, мы счастливы, мы рады. Мы готовы работать, можно сказать, горы свернём". 

Дети пишут открытки Деду Морозу, чтобы потом опустить их в волшебный ящик. Предновогодний визит в Палаты всегда был "обязательным пунктом" программы. Сейчас на первом этаже можно посетить только "Русский дом".  Из всего "созвездия" экспозиций Детского музейного центра уцелела только она. 
 

Мария Платанюк, специальный корреспондент: "Фактическая ликвидация детского музейного центра - в результате неоднозначной "реформаторской деятельности" бывшего руководства музея-заповедника стала одной из самых горьких утрат. Разрушены любимые экспозиции. Так сейчас выглядит зал, где когда-то размещалась экспозиция "В гостях у прабабушки". Голые стены и одинокий манекен". 
 
Детский центр будет восстановлен. Хотя "повторения, конечно, быть не может", говорит Мельникова. Впереди -  решение кадровых вопросов. К примеру,  по экскурсоводам. Которых, уверена, Светлана Евгеньевна, ни в коем случае нельзя переводить на почасовую оплату труда. В ближайших планах - встреча с руководством Владимирской митрополии. С владыкой обсудят больной вопрос церковной реституции. Кажется,  дел - тысячи.  Телефон не умолкает.  Роскошный букет - тоже ей.  Родной музей, которому она посвятила почти 30 лет жизни, а вместе с ним и весь город, Мельникову ждал. С ней связывают надежды - на возрождение, диалог с общественностью, ветеранами. Сотрудники, разбирая почту Деда Мороза,  обнаружили одну символичное послание -  "Дед Мороз, верни, пожалуйста, Светлану Мельникову в музей. Надеемся на чудо". Эта маленькая открытка стала для гендиректора, пожалуй, главным подарком.   

- Я не плакала, когда прощалась с музеем, я не плакала, когда покидала Херсонес Таврический... А здесь... Я поняла, что раз мы нужны детям и родителям, значит, мы имеем право на жизнь.

Мария Платанюк, Александр Чернышёв "Вести-Владимир".

Источник: www.vladtv.ru

Другие новости

Все новости