Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.

Здесь сохранились фрески, выполненные знаменитым Андреем Рублёвым в начале XV века. Дошедших до нас работ древнерусского живописца не так много, авторство большинства из них установлено учеными-искусствоведами. В том, что фрески Успенского собора действительно выполнил Андрей Рублёв вместе с Даниилом Чёрным, нет никаких сомнений, об этом сообщают русские летописи.

Сам собор построен при Андрее Боголюбском, в 1158-1160 годах, существенно расширен в 1185-1189 годах. Вплоть до возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем до конца XIV века князья венчались на Владимирское великое княжение, он был выше Киевской Софии. Это один из первых белокаменных храмов на Руси. Мастеров-каменотесов на помощь князю Андрею прислал правитель Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.

За почти девятивековую историю собор не раз страдал от огня, восстанавливался и перестраивался, в ходе многочисленных реставраций и поновлений фрески Рублёва оказались под слоями штукатурки и красок. Временем ренессанса для Успенского собора стала вторая половина XIX века. Тогда его архитектура обрела близкий к первоначальному вид, а реставраторам удалось обнаружить и открыть древние фрески Андрея Рублёва – «Лоно Авраамово», «Страшный суд», фрагменты древних орнаментов. Последняя реставрация в соборе была завершена в 2016 году, сегодня настенную роспись можно видеть практически такой же, какой ее оставил Андрей Рублев. Кстати, съемки одной из сцен исторической кинодрамы Андрея Тарковского «Андрей Рублев» проходили в интерьерах собора и во время съемок случился пожар, который, к счастью, удалось вовремя потушить.

Трехъярусный иконостас храма, выполненный в пышном барочном стиле, был подарком Екатерины II. Императрица побывала во Владимире в 1767 году. Отстояв службу в соборе, она ужаснулась его плачевному состоянию и велела отпустить на ремонт и украшение храма 14 тысяч рублей. Императрица просила древности сохранить, однако иконостас Андрея Рублёва и Даниила Чёрного был разобран и продан (только в начале XX века иконы удалось разыскать в одном из сел Владимирской губернии). На его месте возвели новый, который мы видим теперь.

В 1862 г. между собором и колокольней был встроен Георгиевский придел (архитектор Н.А. Артлебен), в декоре которого применён аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в.

В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской Православной Церковью.

Успенский собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Белокаменные памятники Владимира и Суздаля.