Экспозиция

Интерьер Успенского собора

К списку событий

Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII–XIX вв.

Интерьер отражает приоритетное и многообразное значение Успенского собора: прежде всего, религиозного центра (кафедры епископа, а с 1299 г. по 1328 г. – русского митрополита), духовного и культурного центра Владимиро-Суздальской Руси. Долгое время Успенский собор был главным храмом Руси. До 1432 г. русские князья венчались здесь на великое владимирское княжение. 

Внутреннее ядро интерьера с высоким средним куполом, шестью столпами и хорами (галерея-балкон в западной части храма) принадлежит зданию князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1158–1161 гг.); наружные галереи с четырьмя малыми куполами пристроены после пожара 1185 г. при Всеволоде III Большое Гнездо. 

В соборе помещалась и главная святыня княжества – чудотворная Владимирская икона Божией Матери, привезённая во Владимир Андреем Боголюбским из Вышгорода под Киевом, попавшая на Русь из Византии и датируемая XII в., а по преданию – созданная апостолом Лукой, писавшим лик самой Пресвятой Богородицы. В XV в. икону увезли в Москву (ныне хранится в храме Николы в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее). 

Успенский собор был центром владимирского летописания, крупнейшей библиотекой и скрипторием. 

Собор является одним из крупных средневековых некрополей: в северной галерее устроены княжеские погребения, в южной находятся гробницы духовных владык. Здесь покоятся мощи святых владимирских князей – Андрея Боголюбского (в северной галерее у алтаря), Глеба Андреевича (в южной галерее у алтаря), Георгия Всеволодовича (в центре храма); Всеволода III Большое Гнездо, семьи Георгия Всеволодовича, погибшей при нашествии монголо-татар в XIII в.; прах епископа Серапиона – известного богослова и писателя Древней Руси, епископа Симона – сподвижника князя Георгия и т.д. 

Исключительную художественную ценность являют собой фрески Успенского собора. На северной стене андреевского храма сохранились фрагменты росписи 1161 г. – два святых со свитками, павлины и орнамент; на сводах северной галереи под хорами – яркие цветы-«крины» (лилии) 1189 г. 

Успенский собор – единственный храм, где на большой площади (более 300 кв. м) сохранились фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного 1408 г.: «Страшный суд» на центральных сводах под хорами; «Свет Невечерний», «Лоно Авраамово» в боковом своде под хорами; здесь же, в арочных проёмах, – несколько пар святых 1408 г. и 1189 г. На верхних сводах частично уцелело ещё несколько сюжетов XV в.: «Сошествие святого Духа на апостолов», «Преображение», «Введение Богородицы», «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Младший современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, Андрей Рублёв сумел осмыслить в красках и образах духовный подъём современного ему общества, в вечных библейских символах передать трепет и мужество русского сердца, готового к борьбе с татарским игом. Радостью и любовью озарены лики на его иконах и фресках; сами краски светятся, как нимб святого. 

С восточной стороны, напротив хор, высится, отделяя алтарь, роскошный иконостас, построенный на пожертвования Екатерины II в 1774 г.: золочёная резьба по дереву в формах «барокко», иконы-картины, царские врата с необычным скульптурным «Благовещением» на створах. 

Интерьер – фрески, иконостас, гробницы и т.д. – неоднократно реставрировался. 

В настоящее время храм совместно используется Русской Православной Церковью как кафедральный собор Владимиро-Суздальской епархии для богослужений, а также и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, который проводит экскурсии в интерьере.

Другие события

Все события