Выставка

Нисский. Горизонт
Москва

К списку событий

С 14 сентября 2018 по 27 января 2019 Институт русского реалистического искусства в Москве представит выставку «Нисский. Горизонт».
Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства станет крупнейшим проектом, посвящённым Георгию Нисскому. Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу. Его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ установила рекордный для советской реалистической живописи результат.

«Мы уже сделали несколько персональных выставок различных художников, но экспозиция, посвящённая Георгию Нисскому, станет, пожалуй, самой масштабной, если говорить о глубине изучения его творчества и архивов. Мы привозим работы из 23 музеев. В октябре-ноябре мы представим большой каталог, где будут собраны изображения и документы из более чем 50 музеев, архивов и частных собраний», – говорит основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев.

В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора – атлета, морского волка и бунтаря. Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад. Его фирменный приём – непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей.

Выставка не только познакомит зрителей с лучшими работами художника, но и расскажет о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров. Ещё один раздел выставки посвящён последователям художника. «Показывать мы будем не только работы Нисского. Мы обратимся к тому, кто его вдохновлял и учил – Аркадию Рылову, Петру Кончаловскому, Николаю Рериху, Александру Дейнеке, Альберу Марке, а также к тем, на кого так или иначе повлиял сам Нисский», - комментирует состав экспозиции арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.

В выставке принимают участие произведения из коллекций 23 музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вологодской областной картинной галереи, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Нижегородского государственного художественного музея, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Пермской государственной художественной галереи, Тамбовской областной картинной галереи, Тверской областной картинной галереи, Тульского областного художественного музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Ярославского художественного музея и частных коллекций.

В экспозицию войдёт большое количество документальных материалов. Почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник передал для экспонирования в Москве одно графическое и одно живописное произведение из своего собрания. Это рисунок Георгия Нисского «На пирсе» (1957 г. Бумага, акварель, гуашь) и полотно Александра Дейнеки «Крымский пейзаж» (1930-е гг. Холст, масло).

Георгий Нисский считается одним из родоначальников «сурового стиля». В рисунке «На пирсе», созданном в период наивысшего творческого подъема художника, со всей четкостью проявились характерные черты этого явления современного отечественного искусства: поэтизация трудовых будней без ложной патетики, обобщенность изображения, локальность цветовых пятен.

Соседство на одной выставке двух больших художников не случайно. Еще во время учебы во ВХУТЕМАСЕ Нисский проявил интерес к исканиям «ОСТа» («Общество станковистов») и испытал сильное влияние одного из видных представителей объединения – Александра Дейнеки. Дейнека вошел в историю отечественного искусства, прежде всего, произведениями, воспевающими красоту целеустремленного, физически развитого человека, умеющего не только мечтать, но воплощать свои мечты в жизнь. К жанру пейзажа художник обращался нечасто. Полотно «Крымский пейзаж» отличается эпичностью звучания мотива, которое достигнутое выбором очень высокой точки зрения. Почти монохромный колорит демонстрирует богатство оттенков зеленого.

Для справки:

Георгий Григорьевич Нисский
(8 (21) января 1903 – 18 июня 1987)

«Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский – академик живописи, Лауреат Государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также бунтарь, путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный.

Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца – фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву, Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках. Познакомившись с боксёром и живописцем Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930-х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом – у художника была даже своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт под Юхнов вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает свой узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен. География его работ этого времени как никогда обширна – художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль своей личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов. Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружен друзьями. У него не было прямых учеников, однако его лаконичный пейзаж повлиял не на одно поколение живописцев.

Дейнека Александр Александрович
(1899 – 1969)

Живописец, график, монументалист, рисовал иллюстрации, плакаты, обращался к скульптуре. Родился в Курске. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1918) у М.Р. Пестрикова, А.М. Любимова. В 1918 - 1920 жил в Курске. В 1921 после демобилизации из Красной Армии был направлен на учебу в Москву. Учился во ВХУТЕМАСе (1921-1925; не окончил) на полиграфическом факультете у В.А. Фаворского, И.И. Нивинского.

Член и экспонент объединений: "Объединение трех" (1924), ОСТ (1925 - 1928, член-учредитель), общества "Октябрь" (1928 - 1931), РАПХ (1931 - 1932). Член МОССХ (с 1932).  Участник выставок в России и за рубежом с 1925. В 1920 - 1930 сотрудничал с журналами. Иллюстрировал книги для московских издательств, работал в области рекламного, политического и агитационного плаката. Совершал творческие поездки на заводы Донбасса, в Севастополь, США, Францию, Италию, Германию.

Автор монументального панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937; Большая Золотая медаль); мозаичных панно для станций Московского метрополитена "Маяковская" (1938), "Новокузнецкая" (1943); фриза в технике флорентийской мозаики на здании МГУ (1951 - 1952); панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) и др. Преподавал во ВХУТЕИНе в Москве (1928 - 1930), МПИ (1930-1934), МИИИ (1934 - 1939), МИПиДИ (1945 -1952), МАРХИ (1953 - 1957), МГСИ (1957 - 1964; руководитель творческой мастерской монументальной живописи); профессор (1940). Автор ряда статей и книг по искусству. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), действительный член АХ СССР (1947; 1962 - 1966 – вице-президент), Народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1964), Лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1969).

В 1970 имя А. А. Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Работы художника хранятся во многих музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) – частный проект, возрождающий общественные традиции российского меценатства. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года. Собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века. Три этажа выставочного пространства общей площадью 4500 квадратных метров, представляют зрителям экспозицию почти 400 произведений русского и советского искусства. Институт занимает один из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики, расположенной в Замоскворечье напротив Новоспасского монастыря. После перепланировки и реставрации стен здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима.

О выставке:

За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин, авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ, а также временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENVENUTI –WELCOME – Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», «Александр Лабас. Октябрь», «Возвращайся домой», «На краю цвета», «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» и других.

К выставке подготовлены аудиогид и обширная образовательная программа.

Проект сопровождается изданием большого каталога – беспрецедентного исследования творчества Георгия Нисского с максимально полным перечнем созданных им произведений. Книга будет презентована осенью 2018 года.

Открытие выставки состоится 14 сентября. Вход в ИРРИ в этот день будет свободным. В остальные дни работы выставки стоимость полного билета  составит 300 рублей.

Адрес: Москва, Дербеневская улица, дом 7, строение 31. Здание ИРРИ. (М «Павелецкая, М «Пролетарская»).

Генеральный партнёр выставки СПАО «Ингосстрах».

(По материалам пресс-службы ИРРИ)

 

Другие события

Все события